Современный театр. Каков он?

Передача основной мысли спектакля с помощью пластических движений актеров, минимализм в постановках и много других новых театральных элементов увидели рязанцы на фестивале «Театр XXI века». Он прошел в Выставочном зале Рязанского областного художественного музея имени И.П. Пожалостина. Фестиваль длился два дня. В первый выступали артисты театра «Переход» и арт-площадки «Свободный жанр». Во второй день свое творчество показали зрителю театры «Дом», «Шанс» и студия «Рязанские театральные читки».

Коллектив театра «Дом» – это два человека: Константин Кипарисов и Манана Оганян. Работает тандем с 2016 года. В качестве инструментов воздействия на публику – пластика тела, звуковой дизайн, выражения чувств через движения.


Пять коллективов показали зрителям свое видение театрального искусства. Пока это только рязанцы. Однако организаторы открыты к сотрудничеству с творческими объединениями из других регионов, поэтому, возможно, география участников в будущем расширится.


Константин Кипарисов занимается сценическим искусством около 20 лет. Его учителями были Ольга Арефьева, Олег Жуковский, Антон Адассинский, Алена Воробьева, другие известные мастера. А Манана Оганян в театре только с 2016 года. До этого она осваивала сцену в большей степени как певица, хотя в театре была буквально с рождения: будучи ребенком творческой семьи, в которой мама – актриса, а отец – театральный художник, она провела очень много времени в театре, и это повлияло на ее выбор профессии.

– Мне очень нравится театр, который удивляет, – поделилась Манана Оганян. – Театр, который заставляет задуматься, затрагивает душу. Театр, который вызывает интеллектуальные искания у людей, а не только сиюминутные эмоции.

Необычным для зрителей приемом пользуются актеры театра-студии «Шанс». В свои постановки они добавляют пластику и танцевальные движения. Изящное переплетение танцевальных элементов с речевыми позволяет зрителю лучше понять режиссерскую задумку. Театру «Шанс» уже 25 лет, его артисты успели поработать в самых разных жанрах.

– У нас не классический театр, – объясняет артист Дмитрий Рахманин. – Мы показываем пластическо-поэтическую композицию о любви. Люди реагируют по-разному, в зависимости от спектакля и работы актеров. Я думаю, что проект «Театр XXI века» очень полезен. Надеюсь, что театральное пространство в Рязани с каждым годом будет только развиваться.

Мир не стоит на месте, а вслед за ним видоизменяется и театр. С новым театром и познакомил рязанцев фестиваль «Театр XXI века». Как отмечают организаторы, подобный проект реализуется впервые, но, судя по отзывам зрителей, у него будет продолжение.

– Мы ставили перед собой как минимум две задачи, – рассказала организатор фестиваля Ирина Синицына. – Во-первых, показать рязанцам современный театр, а во-вторых, сделать это интересно, захватывающе.

– Я увидела программу двух дней фестиваля, и мне очень понравилось, – поделилась впечатлениями зрительница Анастасия Копейкина. – Таких фестивали нужно проводить больше. Ведь одну из задач театра – духовно сближать молодежь и старшее поколение – они успешно решают.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Никита Пителин,
участник проекта «Рязанские театральные читки»:

– На фестивале «Театр XXI века» мы показали пьесу «Сделка» современного драматурга М. Коссого. Я играл агента, который приходит купить человеческую душу. Это моя вторая роль в проекте, а впервые играл в ноябре прошлого года. До этого я никак не был связан с театром, хотя давно хотел попробовать, каково это – примерить на себя образ другого человека. Театральные читки понравились по двум причинам. Первая – это интересный и не самый раскрученный формат, вторая – можно не учить текст, поскольку все артисты – работающие люди и времени на подготовку не всегда хватает. С другой стороны, ты бросаешь себе вызов: сможет ли зритель не обращать внимания на листы в твоих руках и полностью углубиться в действие?

Я думаю, такие фестивали, как «Театр XXI века», зрителю очень интересны. Недавно мы делали читку о разных периодах жизни женщины, которые отражены в ее дневниках. Большинству зрителей было за 50, и они хорошо приняли пьесу. Публика готова к современной драматургии. Главное – хорошая организация: акустика, продуманное количество мест в зале… И, конечно, нужно широко рекламировать такие фестивали, потому что людей «не в теме» привлечь сложно.

От предстоящего Года театра у меня не так уж много ожиданий. Главное, чтобы это не превратилось в монотонную демонстрацию классических постановок. Хочется, чтобы зрители смогли открыть для себя такие формы, о которых даже не задумывались.

Михаил Изеньков,
режиссер, преподаватель Рязанского филиала Московского государственного института культуры:

– Несомненно, зрителю любого возраста нужны экспериментальные постановки, причем в исполнении и профессионалов, и любителей. Среди самодеятельных артистов немало настоящих талантов, и нередко труппы находят крайне любопытные творческие решения. На базе нашего института проводится фестиваль «Весна на бис», и порой и зрители, и мы, организаторы, поражаемся фантазии, самобытности и отдаче актеров. Следующая «Весна на бис» пройдет с 19 по 21 апреля и соберет различные труппы из разных регионов России. И для студентов и гостей нашего вуза это возможность увидеть интересные постановки со всей страны.

Думаю, что в Год театра нам всем будет что посмотреть и обсудить. Много премьер пройдет не только на сценах театров и других стационарных площадках. Впереди городские массовые события, и, возможно, что я приму участие в постановке некоторых из них. Так что ожиданий и планов много, и важно все успеть!


Юлия Ганьшина
Фото автора


Самое читаемое