Благодаря дистанционным занятиям дети осваивают школьную программу
Пандемия заставила большинство из нас выйти из зоны комфорта, перестроить свой график, зачастую отказаться от привычных вещей. Тем не менее жизнь продолжается. И надо жить! Затянулись весенние каникулы у школьников. Но со следующей недели начнутся уроки в дистанционной форме.
Сколько продлится учеба на удаленке, пока никто точно сказать не может. Это зависит от эпидемической ситуации. У многих родителей, особенно тех, чьи дети учатся в выпускных классах, такой формат обучения вызывает опасения и вопросы. Однако теперь уже все понимают, что это, пожалуй, единственный выход из сложившейся ситуации.
А между тем в Рязанской области есть успешный пример дистанционного обучения школьников. Более десяти лет работает Центр образования «Дистанционные технологии». Для большинства учеников – ребят с ограниченными возможностями здоровья – это действительно шанс освоить общеобразовательную программу.
Диалог на расстоянии
Сегодня в центре учится 160 мальчишек и девчонок. Преподавателей – примерно столько же. Дистанционное обучение дает детям возможность получать знания, находясь даже в десятках километров от учителя. У центра есть филиалы в Касимове, Скопине, Спасске и в селе Демушкино Сасовского района. «Ценность нашего образования заключается и в том, что оно индивидуально, потому что под каждого ребенка создается индивидуальный учебный план и расписание, – поясняет директор Центра образования «Дистанционные технологии» Галина Владимировна Карпачева. – Ученик может выбрать, в какой половине дня ему заниматься. Если нужно на прием к врачу или возникает какая-то другая уважительная причина, то уроки могут быть перенесены на другое время».
Галина Владимировна вспоминает, что открытию школы предшествовала большая работа по подготовке кадров, на первых порах столичные коллеги оказали методическую поддержку.
Сегодня в массовой школе переход к дистанционному обучению – мера экстренная. А потому времени на подготовку практически нет. «И все-таки я уверена, что адаптация в связи с переходом массовой школы на дистанционное обучение должна занять не так много времени, потому что компьютер прочно вошел в работу педагога», – говорит учитель младших классов Центра образования «Дистанционные технологии» Вера Васильевна Герасимова.
Она начинала свою педагогическую деятельность в школе № 2 Захаровского района. Когда около десяти лет назад ей предложили работу в только что открывшемся Центре образования «Дистанционные технологии», сомневалась, но решила попробовать. «Перестроилась с очного формата работы на дистанционный буквально за две недели, помогли курсы», – говорит Вера Васильевна.
Она рассказывает, как проводятся уроки в центре: «У каждого учителя и ученика есть комплект оборудования, куда входят компьютер, принтер, сканер, микрофон. Для связи используем «Скайп». В младших классах каждый день – три-четыре урока. Сорок минут длится занятие и двадцать минут – перемена. Так как учатся у нас дети с ограниченными возможностями здоровья, то им требуется больше времени для отдыха».
Проводятся уроки с применением различных информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием многочисленных интернет-ресурсов, RealtimeBoard (электронной доски), презентаций, дидактических игр и обучающих программ. В качестве школьного сервиса используется гугл-диск. На нем размещаются дополнительные материалы и материалы, использованные на уроке (чтобы ребенок мог их еще раз посмотреть), заводятся электронные тетради по предметам, где ребята выполняют задания, учителя выкладывают свои материалы на персональных сайтах.
«Бывает и так, что учитель отправляет задание, ребенок выполняет его в обычной тетради. Потом сканирует и высылает педагогу по скайпу или на электронную почту. Учитель проверяет и отправляет назад уже с оценкой. Таким образом, ученик видит результат своего труда. Если есть ошибки, то на следующем уроке их разбирают и повторяют пройденный материал. Внеурочная деятельность у нас тоже существует: работают кружки, дополнительные курсы для младших и старших классов. Дети дистанционно занимаются с педагогами дополнительного образования», – говорит Вера Васильевна.
Она классный руководитель у первоклашек. И если учебные занятия проводят индивидуально, то на классных часах педагог собирает всех учеников вместе. Общение происходит тоже по «Скайпу».
«В массовой школе вряд ли получится индивидуальный подход к ученикам, потому что просто нет такого количества преподавателей. Один из вариантов – разбить учащихся на микрогруппы, в которые можно собрать ребят с одним уровнем знаний и похожим темпераментом», – считает Вера Васильевна.
Когда ребенок из обычной школы переходит на дистанционное обучение, важную роль играет родительский контроль
Личный опыт
Анастасия Зенкина – десятиклассница. В Центре образования «Дистанционные технологии» она учится со второго класса. «Решение перевестись из обычной школы в дистанционную нам далось нелегко, – признается мама Насти, Юлия Анатольевна. – Впоследствии о том, что перешли в центр, ни разу не пожалели. Индивидуальный подход имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Юлия Анатольевна вспоминает, что перед зачислением дочери в центр прошла обучающие курсы, чтобы в дальнейшем помогать Насте. «Сейчас она в моей помощи не нуждается, освоила все необходимые для учебы программы», – говорит Юлия Анатольевна.
По ее мнению, когда ребенок из обычной школы переходит на дистанционное обучение, важную роль играют родители. «Обязательно нужно подключаться взрослым. Нельзя, чтобы дети просто просматривали видеоуроки. Необходимо, чтобы действительно осваивали материал, тем более что сейчас много онлайн-тестов и других дополнительных учебных материалов в интернете. Для подготовки к экзаменам есть специальные пособия, ими тоже нужно пользоваться. В сложившейся ситуации с репетиторами можно заниматься дистанционно», – советует Юлия Анатольевна родителям, чьи дети четвертую четверть начнут не за партой в школе, а у компьютерного монитора дома.
Дисциплина и самоконтроль
А вот перевод на удаленку для студентки Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета Анны Торсуковой не был болезненным. Она из-за проблем со здоровьем несколько лет училась в Центре образования «Дистанционные технологии».
«В нашем институте дистанционное обучение по многим предметам проходит в формате: «Переписывайте лекции, решайте лабораторные и практические задачи, фотографируйте, скидывайте преподавателю на почту до определенного времени». Дистанционно задать вопрос можно лишь немногим педагогам, в основном – молодым. То есть большинство тем дается на самостоятельное изучение. Это вызывает трудности у всех одногруппников, в том числе и у меня, – говорит Анна. – Но все же дистанционное обучение в Центре образования «Дистанционные технологии» помогло мне научиться самоконтролю, чтобы не откладывать дела на последний момент. Ведь как в школе, так и на парах в вузе за учащимися следит преподаватель, а чтобы находиться на дистанционном обучении, нужна сила воли и дисциплина».
***
Так хочется, чтобы в ближайшее время всем нам – и детям, и педагогам, и родителям – хватило силы воли и дисциплины. Чтобы переход на дистанционное обучение для учащихся общеобразовательных школ был безболезненным и в конечном итоге не снизил уровень знаний каждого конкретного ученика и помог подготовиться к экзаменам.
Ольга Драган
Фото Евгении Самойловой