Учили и учились


272

Пандемия коронавируса внесла коррективы в работу Рязанского строительного колледжа. Как проходило обучение?

В большинстве случаев наши коллеги говорят, что перешли на дистанционку очень быстро, потому что никаких других вариантов просто не было. Можно также услышать: «Все нормально. Мы перешли на дистант, и никаких проблем нет». Но если это так, если вы действительно перешли на дистант и у вас нет проблем, то у вас нет и дистанта.

По нашему опыту, есть несколько этапов перехода на дистанционный формат. Мы как раз сейчас находимся на третьем. Первый этап мы назвали организационно-инструментальным: нужно было перевести в онлайн весь колледж с учетом разработки определенной нормативной базы. Для преподавательского состава первым испытанием стали инструменты. Как и что использовать? И это при том, что в колледже уже три года существует портал электронного обучения. У нас уже была сформирована основа электронной образовательной среды в Moodle, которой успешно пользовались студенты заочного отделения. Однако не каждый преподаватель нашего колледжа быстро адаптировался к дистанционному обучению. И здесь невозможно было сказать: «Все заводим модуль, дисциплину, курс в Moodle, делаем то-то и то-то, вот вам инструкции». Все идет через осознанное согласие, беседы с преподавателями. Здесь надо сказать, что члены управленческой команды колледжа, наверное, в силу своего возраста, большие энтузиасты смешанного и онлайн-обучения. Во все программы обучения мы, так или иначе, старались этот элемент добавлять. Особенно в заочное обучение. Пытались подготовить преподавателей к будущему, но все равно в первый период был шок: «Какой Moodle? Какой аккаунт? Куда зайти? Как проводить вебинары?» На решение этих вопросов ушло 2–2,5 недели. Вообще, первый приказ по переходу на дистант был рассчитан на одну неделю, и мы думали, что такой формат будет существовать недолго. Потом все поняли, что надо все-таки переходить на онлайн-формат. В этот же момент у большого количества преподавателей случился шок психологический. И тогда мы запустили тотальное обучение инструментам дистанционного обучения. Мы хотели снять психологический дискомфорт наших педагогов, объясняя каждый день маленькими шажками, практически в круглосуточном режиме, через службу поддержки, горячую линию, от преподавателя к преподавателю, что дистанционное обучение – это несложно, реально.
У нас в колледже очень сильно развито наставничество. Опытные преподаватели и мастера производственного обучения, управленцы закрепляются за молодыми коллегами. Случилась замечательная вещь: наставляемые стали наставниками и уже они помогали своим мэтрам осваивать инструменты дистанционного обучения. Это было просто удивительно. И этот ход – через преподавателя к преподавателю – сыграл свою роль. Мы считаем, что на первом этапе это тоже помогло создать психологический комфорт. Ну и, конечно, наш отдел информатизации и технической поддержки образовательного процесса во главе с А.С. Трифоновым, учебно-организационный отдел под руководством О.С. Гринь, непосредственный куратор дистанционного обучения Е.Ю. Ильина справились на «отлично» на первом этапе. К кому обращается преподаватель, если у него возникли трудности с процессом дистанта? Конечно, к ним. И именно от уровня знаний и понимания ситуации в целом зависит качество ответа и решения проблемы. Многим они оказали действительную помощь, рассказав (а иногда и показав), как можно проводить занятия онлайн, на каких платформах, как загружать тесты и задания.
Второй этап стал методическим. Это когда преподаватели освоились, все научились проводить вебинары, знают, где находятся инструменты, но студентам занятия не очень нравятся. Мы ведь привыкли к тем форматам, которые прекрасно проходят в аудитории. Преподаватели в колледже всегда в центре аудитории, в центре внимания. А тут попадают в другую среду, и у них теряется контакт. В этот момент очень много и часто нам приходилось объяснять преподавателям и мастерам, что в онлайн-преподавании все несколько иначе. И надо понимать, что если остановиться на устранении только инструментального дискомфорта, мы перекрываем себе путь в будущее образования. Оно, мы уверены, возникнет на стыке того, что мы накопили: тех прекрасных практик, которыми колледж владеет, и тех возможностей, которые дает онлайн-формат. Проводя информационный поиск, мы находили полезные, на наш взгляд вебинары, на которых бы разбирались вопросы: «Как подавать учебный материал в онлайн?», «Почему длинные занятия студенты не слушают?» А это так. Обычного преподавателя слушать онлайн невозможно. Для студента этот темп медленный. Не хватает обратной связи. Поэтому было необходимо разговаривать с преподавателями о методике проведения лекций и практических занятий.
Ну, и наконец, третий этап: что делать с воспитательной работой, практиками и аттестацией? Третий этап мы только нащупали, когда поняли, что так нам работать еще долго, до конца учебного года. А это учебная и производственные практики, ГИА, включая демонстрационный экзамен по методике WorldSkills, промежуточная аттестация, масса внеурочных мероприятий. С производственными практиками нам повезло: перерыв работы на большинстве предприятий, связанный с самоизоляцией был все-таки недолгим, и ребята успевают отработать их в полном объеме, учебные практики шли в дистанционном формате с использованием ресурсов академии WorldSkills Russia.
Воспитательная работа полностью перенесена в социальные сети и очень активно там ведется. Конкурсы, олимпиады, викторины, флэшмобы – все очень активно. Наши студенты в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне с огромным удовольствием приняли участие в конкурсе плакатов «Великая Победа». Работ было так много, что комиссия с трудом выявила победителей. Мы объединились в таких мероприятиях, как «Вместе против наркотиков», «Вместе против коррупции», «Всемирный день без табака» и еще очень многих других.
И, конечно, очень важный момент, для нас просто суперважный – это ГИА. В этом году она проводится исключительно с использованием дистанционных технологий. Соответствующие методические рекомендации разработало министерство просвещения и мы, конечно, будем следовать им. Впервые все заслуги наших выпускников, их победы на конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства могут быть считаны, как результат ГИА. В этом году 59 студентов по профессии «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» будут впервые выполнять выпускную квалификационную работу в формате демонстрационного экзамена по методике WorldSkills, с применением дистанционных образовательных технологий. Но удаленно будут работать только эксперты в Касимове, Михайлове, Рязани. Студенты же будут выполнять практическое и очень сложное задание в режиме oфлайн в аккредитованном цент­ре приема демонстрационного экзамена колледжа. И, наверное, это правильно. Уже давно пора перестроить систему зачетов и экзаменов, а особенно ГИА на практические задания, которые покажут, чему научились студенты.
Сейчас пришло время осознать нашу новую функцию. Не случайно колледж использует LMS (Moodle), но мало кто из наших преподавателей задумываются над названием. Оно расшифровывается как Learning Management System – система управления обучением. И наша новая функция отныне, если мы ее хорошо поймем, – это то самое управление обучением, тем, что происходит за рамками аудитории, за стенами колледжа.

Александр Суслов,
директор Рязанского строительного
колледжа имени Героя Советского Союза В.А. Беглова