№13 (5918) от 26 февраля 2021

Что делать с катализатором автомобиля?

В последнее время очень популярной стала тема создания легкого бизнеса без вложений. Многочисленные примеры встречаются повсюду, есть они и в автомобильной теме. Сегодня фирмы предлагают бесплатную услугу по замене автомобильного катализатора, а многие сервисы еще готовы и заплатить автомобилисту за начинку ржавой выхлопной трубы. Мы решили разобраться, все ли так радужно, как рассказывают в рекламных объявлениях.

Легкий бизнес

Катализатор (или каталитический нейтрализатор) – это фильтр в конструкции автомобиля, который очищает выбросы вредных веществ, прежде чем они покинут выхлопную систему. Со временем катализатор засоряется и перестает выполнять функцию фильтра. Забитый катализатор просто препятствует выходу выхлопа из автомобиля. Авто перестает ехать, повышается расход топлива, снижается приемистость мотора. Сразу же напрашивается решение, а почему бы не удалить этот элемент и не позволить автомобилю «дышать»? И тут на глаза попадаются бесчисленные отчеты авто­владельцев и реклама сервисных центров, которые рассказывают, насколько лучше себя стала чувствовать машина после удаления катализатора, появилась дополнительная тяга, снизился расход бензина, да еще и сделать все работы по автомобилю можно бесплатно. Как говорится: «На халяву и уксус сладкий!»
Тот факт, что мы все дышим одним воздухом и катализатор служит для того, чтобы хоть немного защитить окружающую среду и людей от вредных выбросов автомобиля, мало кого беспокоит. Конечно, ведь спрос на палладий, который является ключевой частью автомобильного катализатора, растет из года в год. Палладий сейчас котируется на мировых биржах дороже золота и платины. Для примера, грамм палладия стоит сегодня 73–75 USD, в то время как цена на золото составляет всего 55–58 USD за то же количество.
В одном катализаторе современного автомобиля содержится от 3 до 5 граммов палладия, и такой бизнес очень быстро окупается. Аффинаж палладия из пришедших в негодность автокатализаторов после «дизельгейта», развернувшегося в 2015 году, стал очень выгодным делом. И если в России удаление катализаторов делается с согласия клиента, то за рубежом хищение автомобильных катализаторов в последние пару лет превратилось в большой криминальный бизнес, охвативший практически все развитые страны. Преступники подъезжают к припаркованной машине, приподнимают ее домкратом, сабельной пилой срезают катализатор и уезжают. Вся операция занимает не более полутора минут.
– Большинство наших клиентов в случае разрушения катализатора предпочитают его не менять, а просто удалять из выхлопной системы. Вместо него устанавливают пламегаситель и обманку, чтобы автомобиль не выдавал ошибку, – рассказывает директор крупного рязанского автосервиса Алексей Медведев. По его словам, в России пока нет отдельного наказания за удаление катализатора, но уже с 1 февраля этого года автомобилистов могут привлечь к ответственности за внесение изменения в конструкцию автомобиля.
В автосервисах не спешат предупреждать об этом автовладельцев, так как стоимость 1 кг фильтра катализатора достигает 15–20 тысяч рублей, и из этого действительно можно сделать легкий бизнес. Возникнут ли потом проблемы у автовладельца – автобизнесменов мало интересует, даже у самых бюджетных и популярных автомобилей вес катализатора достигает 0,5–1 кг, а себестоимость работы по его удалению – максимум две тысячи рублей. «Экономику» посчитать несложно, сложно будет потом на техосмотре, но об этом владельцам автомобилей предпочитают не говорить.

Вне закона

Требования к экологическому классу авто прописаны в Постановлении Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008, где, согласно п. 33 главы VI о двигателях и системах, не допускается эксплуатация транспортных средств, уровень загрязнения от которых не соответствует установленным законодательством нормам. Конкретные требования к системам содержатся в решении Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
– При прохождении технического осмотра у каждой машины в обязательном порядке должны проверять уровень выброса СО в атмосферу. Если он не соответствует нормам для экологического класса машины, то такой автомобиль не пройдет техосмотр. После удаления из выхлопной системы катализатора машина перестает соответствовать эконормам, ведь газы напрямую из мотора вылетают в атмосферу. Таким образом, законно пройти техосмотр без катализатора в 2021 году не получится, все изменения выхлопной системы необходимо будет вносить в документы автомобиля. Это требует прохождения дополнительной экспертизы, которая стоит от 8000 до 10000 рублей, – поясняет владелец ПТО Евгений Жизин. – Кроме того, сотрудник ПТО будет проверять громкость работы двигателя, а при отсутствующем катализаторе она явно будет превышать установленные нормативы.
Евгений Жизин также подчеркивает, что с 1 июля 2021 года вступит в силу ГОСТ 33670 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия», согласно которому при любом переоборудовании автомобиль нужно будет предоставлять в испытательную лабораторию, что поставит владельцев автомобилей с вырезанными катализаторами вне закона.
Не всегда довольны последствиями своих решений и сами автомобилисты:
– Лично мое мнение, что «кат» (катализатор) не лишняя деталь в инжекторном двигателе. Еще когда была «приора», сам наступил на эти грабли, убрал из выпуска «кат». После пяти лет эксплуатации родной резонатор прогорел, и я искал штатный, но найти его не удалось, а ставить суррогат, который за зиму сгнивает, я не хотел. Нашел вариант от Stinger, якобы нержавейка, все дела, но под штатный «кат» он не подходит, только под «паук». В итоге решил брать «паук» 4-2-1 и резонатор, тем самым катколлектор пришлось убрать на полку. После установки машину чипировали под экологические нормы Евро–2, и это оказалось большой ошибкой, ведь с утра при прогреве появилась невыносимая вонь выхлопа. Останавливаясь на светофорах с открытым окном, я снова чувствовал этот «аромат», – делится своей историей рязанский водитель Александр Стрельников.
По его словам, сегодня стало очень много рекламы про удаление катализаторов, в которой предлагают удалить их бесплатно, еще и дать денег сверху. «Автосервисам выгодно заманивать людей рекламой, показывающей, как изменяется в лучшую сторону динамика и расход авто. Думайте, стоит ли отравлять и без того отравленную природу и соседей, живущих с вами рядом, заставлять дышать этой отравой», – считает автомобилист.

Александр Джафаров
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое