Усатые и хвостатые – в законе


40

Что изменилось для владельцев домашних животных в нынешнем году

Вот скажите-ка, дорогие собачники и кошатники: в курсе ли вы, что уже год как вам нельзя гулять с питомцами, кроме как на специально отведенных под выгул площадках? Кстати, таких площадок в Рязани всего три: в Приокском, ЦПКиО и Дашково-Песочне. Дефилируете с псом (будь даже он на поводке) где-то еще – считай, нарушаете закон. А с января 2020-го ограничений для владельцев домашних животных еще прибавилось.
Нет, мы вас не пугаем, просто информируем. А заодно и сами разбираемся в том, какие новые положения Федерального закона «Об ответственном обращении с животными» вступили в силу с 2020 года и что в связи с этим изменилось (а что пока не изменилось) в жизни нас самих и братьев наших меньших.

Потенциально опасная дюжина

Напомним, закон, о котором идет речь, вступил в силу с января 2019-го. Но некоторые из его положений стали актуальными только год спустя. В их числе – запрет на выгул потенциально опасных собак где бы то ни было без намордника, запрет работы так называемых контактных зоопарков, некоторые другие аспекты, касающиеся животных.
Собственно хозяев собак затрагивает первое из нововведений. И то при условии, что из дома на прогулку вы намереваетесь выводить представителя одной из 12 потенциально опасных пород, утвержденных специальным перечнем. Это акбаш, питбульмастиф, бэндог (он же бандог), американский бандог, амбульдог (американский бульдог), бразильский бульдог, булли Кутта, алапахский чистокровный бульдог (отто), гуль дог (он же гуль донг или пакистанский бульдог), северокавказская собака, волкособ (гибрид волка), а также метисы всех пород, названных выше.

Пикеты и ответы

Тут, впрочем, стоит вспомнить, что не далее как осенью 2019-го сразу в нескольких городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Челябинске, Уфе, Старом Осколе и Рязани) прошли серии одиночных пикетов за скорейшее принятие нормативно-правовых актов к ФЗ «Об ответственном обращении с животными». Эти самые акты, иначе именуемые подзаконными, необходимы как раз для того, чтобы у действующих и вступающих в силу законных норм были работающие механизмы для реализации. Госдума и Правительство РФ, помнится, собирались согласовать требуемые подзаконные акты еще летом 2019-го. Но как-то не сложилось. Бывает, что уж теперь…
Межрегиональная общественная организация «Альянс защитников животных», которая все эти месяцы регулярно надоедала чиновникам и депутатам напоминаниями (мол, уважаемые, неплохо бы поторопиться!), пока так и не добилась внятных ответов на некоторые вопросы.
К примеру, если в январе 2020-го (и далее) гражданин видит, как некто выгуливает на улице питбульмастифа без намордника, куда гражданину жаловаться? Кому вообще положено следить за тем, как владельцы собак потенциально опасных пород исполняют предписание закона?
Есть разъяснения (но только разъяснения, а не нормативно-правовые акты) разве что по части отныне незаконной деятельности контактных зоопарков – административные меры воздействия к ним обязаны принимать специалисты Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
И все же (понимаем, что в данном случае это прозвучит дву­смысленно) сегодня у нас нет права вешать на федеральную власть всех собак. Кое-что из обещанного все же выполнено.


Запрет на выгул питомца без намордника касается только владельцев собак потенциально опасных пород


Когда бы все успеть?

Еще осенью из Москвы в регионы направили Постановление Правительства РФ № 1180 «Об утверждении методических указаний по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев». В регионах, и в Рязанской области в том числе, тотчас взялись за разработку порядка осуществления деятельности по обращению с безнадзорными животными на территориях субъектов РФ. Этот порядок, по сути, и есть механизм, коему надлежит урегулировать нюансы реализации одной из новых законодательных норм – работы по отлову и организации приютов для безнадзорных животных. Резонно поинтересоваться: что в связи с этим меняется в деятельности муниципального бюджетного учреждения (МБУ) «Городская служба по контролю за безнадзорными животными»?
– С 2020 года функции отлова и содержания безнадзорных животных должны быть разделены, ими надлежит заниматься разным специалистам, – отвечает на наш вопрос руководитель службы Марина Селезнева. – В процесс отлова следует включать видеофиксацию, чтобы в дальнейшем иметь возможность подтвердить, где именно было отловлено животное и в каком состоянии оно находилось. Перевозить отловленных собак теперь также предстоит по новым правилам – в специально оборудованных автомобилях с определенным температурным режимом и разделением животных по размерам, конфликтности и половым признакам.
С последними требованиями пока все непросто. На балансе учреждения до сих пор значилось всего две машины. На обеих в карантин и центр длительной передержки возили отловленных «бродяжек». А помимо того, доставляли для животных крупы, мясо, лекарства… К слову, сейчас в центре передержки содержат более 750 собак. С учетом того, что по новым требованиям специалисты по отлову должны реагировать на заявки в пределах региона в течение 72 часов, на все нужды городской службы двух имеющихся авто не хватит точно. Значит, надо приобретать новый транспорт.
А еще в здании, где осуществляется карантин, должен появиться ветеринарный кабинет. Пока здесь и в центре передержки один ветеринар трудится на полставки. Нужны будут минимум два.
Тут можно было бы схватиться за голову: когда успеть сделать все, что требуют, тем более что на календаре уже январь 2020-го? Но Марина Селезнева убеждена: несмотря на все сложности, муниципальные чиновники безоговорочно настроены на развитие городской службы по контролю за безнадзорными животными. И так или иначе новые требования Федерального закона должны быть выполнены.

Разговор стоит продолжить

Другой вопрос, решат ли законодательные нововведения все те проблемы, которые призваны решить.
Как мы и сказали выше, это случится не раньше, чем будут разработаны и утверждены все необходимые подзаконные акты. Но даже после того останутся проблемы, которыми все еще нужно будет заниматься.

Вспомним, о чем говорили

вначале. «Узаконенных» площадок для выгула собак в Рязани всего три. Есть вероятность, что в 2020-м к ним прибавится четвертая – в районе улицы Черновицкой в Горроще. Обустроить площадку для выгула в каждом районе города, к сожалению, вряд ли получится. Но и надеяться, что жители Мервина или Ворошиловки будут каждодневно вывозить своих питомцев на вояж в Приокский поселок или ЦПКиО, – наивно.
Хуже всего в этой ситуации – ничего не предпринимать, поскольку тогда ничего и не изменится.
То же самое можно сказать и о проблеме с безнадзорными животными. Да, по новым законодательным требованиям приюты для них должны стать благоустроеннее, цивилизованнее. Но бездомные животные никуда не исчезнут, пока законодатели не придумают, как призвать к ответу тех, кто выкидывает ставших ненужными питомцев на улицу.
И это мы еще не говорим о никем не контролируемых «плодильщиках» – не о профессиональных заводчиках, а о тех, кто незаконно зарабатывает разведением животных и не несет за них никакой ответственности. Не говорим о проблеме с захоронением питомцев – легальных мест для этого в городе нет и не предвидится, а кремируют за деньги умерших собак и кошек (так по закону делать можно) – единицы. Словом, много о чем не говорим… А поговорить бы стоило.

Александр Абрамов
Фото РИА Новости – для «Рязанских ведомостей»