№40 (6344) от 04 июня 2025

Уникальная экспозиция представлена в Рязанском художественном музее

Здесь работает выставка «В поисках образа: икона и реставрация», которая рассказывает о создании, сохранении и реставрации икон.

Она – своеобразное продолжение постоянной музейной экспозиции древнерусского искусства, но показывает не столько отреставрированный музейный экспонат, сколько сам процесс, мастерство реставрации.

Выставка представлена иконами из фонда музея, которые поступили из церквей рязанского края. Сейчас они находятся на различных этапах реставрации. Но выставляются они редко, что делает выставку уникальной. Представленная здесь отреставрированная икона «Святой Николай Мирликийский» из церкви села Занино-Починки Шиловского района экспонируется примерно раз в пять лет. Двустороннюю икону XVII века «Спас Неруко-

творный. Никола Зарайский» из церкви села Пушкари Михайловского района посетители музея также видят редко. Обычно такие иконы выносились во время крестного хода, поэтому образ двусторонний.

Иконы, которые только начинают проходить реставрационные этапы, имеют пока небольшой шанс на встречу с массовым зрителем. Например, икона «Господь Саваоф» XIX века из церкви села Савватьма Ермишинского района находится в процессе раскрытия – укреплены отслойки и шелушения краски, но большая часть иконы покрыта слоем потемневшей олифы. Уровень сохранности позволит определить дальнейшую работу реставраторов.

Мария Зайцева, старший научный сотрудник Рязанского художественного музея им. И.П. Пожалостина, искусствовед, рассказала и о сложных случаях. Икона «Чудо Георгия о змие» конца XIX века прошла несколько этапов реставрации, но она не будет входить в постоянную экспозицию, поскольку утрачено около 50% изображения.

На выставке представлены реставрационные паспорта, в которых на фотографиях зафиксированы этапы реставрации. Можно увидеть паспорт иконы «Зосима и Савватий Соловецкие» XVII века из церкви села Маково Михайловского района, реставрация которой проводилась в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря в Москве.

На выставке показаны не только этапы реставрации, но и создания, написания иконы. Художник Андрей Игнатов специально для выставки наглядно представил порядок работы – от чистой доски до готовой иконы. Мария Зайцева заметила, что в этой композиции в наглядной форме встречаются два процесса: «От иконы – к финишной олифе – то, что касается труда иконописца. И от снятия олифы – к повреждениям доски – это то, что касается работы реставратора».

Выставка будет работать до 17 августа.

6+

Елена Суворкина
Фото Елены Суворкиной

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое