№4 (6009) от 21 января 2022
Светлана Холева умеет и трактор водить и «шерстяные акварели» делать — но к творчеству тянется больше
***
Зима умеет порадовать красивыми пейзажами! Солнечным морозным утром мы направляемся в деревню Безлычное. В местном доме культуры работает Светлана Холева, которая владеет искусством «шерстяной акварели» и другими техниками. Безлычное находится недалеко от трассы, идущей на Захарово, а затем – на Михайлов.
Мы со Светланой Геннадьевной обсуждаем новости и любуемся видами. Недавний перепад температур «укутал» в иней березы вдоль трассы. А когда мы сворачиваем и попадаем в тенистую аллею, идущую до самой деревни, у нас перехватывает дух. Глубокие синие тени, ослепительные верхушки деревьев на фоне неба, бриллиантовое мерцание и легкое дрожание ветвей на ветру… Ради таких видов стоит жить в сельской местности! Или хотя бы приезжать почаще.
***
Такую же картину Светлана Холева и ее супруг наблюдали, когда впервые приехали в Безлычное. Они оба родились и выросли в Казахстане, создали семью, а в 1993 году были вынуждены уехать в совершенно неизвестную Россию. Первое время семья жила в деревне Поярково Михайловского района. Родители Светланы Геннадьевны нашли работу в колхозе, а сама она сидела в декрете. Позже они с сестрой начали печь пирожки и продавать на Центральном рынке. «Раньше там не было разносчиков чая, палаток с едой… А мы выезжали с утренним автобусом и привозили еще горячие пирожки. Их отлично разбирали!», – делится Светлана Геннадьевна.
Однажды в автобусе по пути домой женщина услышала о деревне Безлычное. Пассажирки обсуждали хорошее место, где дают жилье и работу. Уже в следующие выходные супруги поехали на встречу с директором местного сельхозпредприятия. Мужа взяли трактористом, а Светлана Геннадьевна стала шить рукавицы и рабочую одежду. Оплата была сдельной, и мастерица брала работу на дом: родители помогали кроить ткань, а она шила по вечерам и ночам… Со временем удалось устроиться в местный дом культуры – и началась совсем иная жизнь.
***
«У нас вся семья занимается творчеством, – признается моя собеседница. Мы проходим по кабинетам дома культуры и рассматриваем работы учеников, фотографии и дипломы. – Бабушка вышивала и вязала. А мама работала в котельной сменами по 12 часов, и они с напарницами подолгу рукодельничали. Она вязала на всю семью».
Сама Светлана Геннадьевна освоила шитье в старших классах. Школьники еженедельно посещали занятия УПК – учебно-производственного комбината. Мальчиков учили на сварщиков или трактористов, а девочек – на швей или стенографисток. А что, если девочка хотела за трактор? Светлана Геннадьевна говорит, что это ее случай: «За первый год я освоила всю швейную программу, а во второй решила осваивать трактор вместе с ребятами. Было весело! Мы даже «корочки» получили. Правда, с тех пор я за руль трактора я садилась только один раз».
А еще юная швея-трактористка мечтала о танцах… С пяти лет она занималась в коллективе, подшефном ансамблю танца Игоря Моисеева. Артисты балета проводили мастер-классы и помогали с костюмами. В ансамбле состояло около 300 человек в разных возрастных группах, которые выступали по всему Казахстану. Собственная танцевальная карьера девушки не сложилась из-за травмы – зато мечта преподавать сбылась! Сейчас в Безлыченском доме культуры действуют два танцевальных коллектива – детский и взрослый, а руководит ими выросшая ученица – Юлия Фролова.
***
Работы у Светлана Холевой масса. Получив образование в рязанском филиале Московского государственного института культуры, она стала режиссером массовых представлений и праздников. Помимо танцевальных коллективов, на ней детская театральная студия «Капитошка» и театр моды «Лада». И, конечно, творческая мастерская, где детей учат различному рукоделию.
Светлана Геннадьевна признается, что новые виды творчества осваивала всегда: сначала по журналам, потом через Интернет. Лепила украшения из полимерной глины, шила чулочные куклы… А затем настало время шерстяной акварели. Это идеальное хобби для уставших людей, которые хотят тепла и умиротворения.
Для создания картины нужны рамка со стеклом и картонной подложкой, мотки шерсти для валяния и ножницы. Чем больше цветов шерсти, тем реалистичнее получится передать оттенки. На картоне рисуют контуры будущей картины, а затем закрывают его кусочком нетканого полотна. На ворсистую поверхность «прилипают» волокна шерсти – но их несложно снять, так что любую неточность можно исправить. Фрагменты подбираются произвольно: для фона – покрупнее, для деталей – поменьше, а тонкие контуры выкладываются почти в ниточку. Четкие переходы между цветами можно создать, обрезав нужный кусочек ножницами. А перекладывание близких оттенков создает тот самый дымчатый эффект, из-за которого картины называют «акварелью».
***
Сейчас Светлана Холева продолжает творческую работу с учетом коронавирусных ограничений. Весной ее юные артисты представят премьеру «Трое в Простоквашино» на областном смотре. В планах и новая коллекция для театра моды. И, конечно, персональная выставка: 23 июня Светлана Геннадьевна отметит юбилей и наверняка порадует земляков чем-то особенным.
…А домой я возвращаюсь вместе с Александром Соколовым – генеральным директором местного сельхозпредприятия. С «Сан Санычем» мы обсуждаем жизнь на селе и то, как мало порой надо для развития. «Часто новые спортплощадки и прочее ставят в райцентрах, по нескольку штук. А у нас – ни одной… Но ведь в деревнях тоже живут люди – и им тоже хочется жить полноценно!».
Словом, оптимизация оптимизацией, а о простом человеке забывать нельзя. На нем, его труде, доброте и творческом порыве держится вся наша земля.
Татьяна Кармашова
Фото автора и из личного архива С. Холевой