Начало пути

№27 (5932) от 16 апреля 2021

Он мог стать музыкантом и играть рок, но стал фотографом и ничуть не жалеет. Ему подвластна любая натура: театр, художники, цирк, люди на улицах, церковная жизнь, природа, архитектура… Хороший слух, музыкальные способности в этом ему помогли, ведь для художника важно чувство ритма. Поэтому все лучшие фотографии Андрея Павлушина похожи на песни, льющиеся из души.

Фото Димитрия Соколова

В армии, в учебной части Андрей пел и играл в эстрадном ансамбле, а в библиотеке солдатского клуба читал книги по фотографии. В войсковой части занялся фотосъемкой основательно и понял, что это прекрасный способ самовыражения. После демобилизации десять лет проработал фотографом на заводе САМ. В его судьбе цифра десять будет повторяться не раз. Следующая десятилетка жизни будет посвящена съемкам для рязанского телевидения. На заре регионального вещания видеоряда еще не хватало, и большая часть оперативной информации шла на фотографиях, а позже на слайдах. Городские этюды, пейзажные зарисовки под лирическую музыку создавали настроение и помогали зрителям ощутить уют и расслабиться в своих домашних креслах. Много снимал Андрей Павлушин и для цирка. Полиграфической рекламы в то время практически не было, и ее успешно заменяли фотографии. После первого представления новой программы снимки помещались в стеклянных витринах на улице Ленина.
Настоящий волшебной палочкой, способной сотворить чудо, был и остается Андрей Николаевич для художников. Выставки проходят, произведения раскупаются и оседают в коллекциях, а буклеты, альбомы, каталоги остаются с автором и зрителями надолго. Снять работу для каталога – это кропотливый труд. Учитывать приходится все: свойство фактуры, световой рисунок, сочетание цвета и фона… Мне приходилось наблюдать, как общались художники с Павлушиным. Они вверяли ему свои работы, как собственных детей, а уходили радостные и одухотворенные.
Уличные съемки в Ленинграде в 1988 году подогрели в фотографе интерес к городскому репортажу. На его выставках зрители всегда ощущают эффект присутствия. Есть стиль отстраненного наблюдателя, когда между событием и автором, а значит, и зрителем словно стоит невидимая стена. Мне кажется, этот стиль не очень близок Андрею Павлушину. Он пытается вобрать в себя эмоции героев и энергетику места, чтобы откликнуться на происходящее собственным переживанием. Отсюда и тот самый эффект включенности. При этом на любой съемке Павлушин выглядит абсолютно невозмутимым человеком, придерживающимся аскетичного стиля работы. Никаких прыжков и забегов с камерой, а результат впечатляет.
Художники измеряют свой творческий путь количеством выставок, и хотя у Павлушина эта цифра приближается к сорока, не в этом заключается признание его таланта. Это человек большой души, сказала на открытии очередной экспозиции скульптор Раиса Лысенина. «Иногда на съемку одной моей скульптуры уходит полтора часа. Позвонишь ему ночью: «– Андрей, извини, но надо срочно. – Когда? – Вчера». Он приезжает, загружает мои тяжеленные камни в машину, увозит на съемку в свою студию, и находит такой свет, такие ракурсы, что иногда через его снимки я начинаю по-новому видеть свои работы».
Выставку «Наедине» Андрей Павлушин всецело посвятил природе. Пейзажам, созданным в селе Стружаны Клепиковского района, где фотохудожнику довелось жить во время пандемии. Вынужденно-добровольное затворничество на берегу Пры позволило обратиться к жанру, не терпящему суеты.
Роса, туманы, цветы, деревья словно спрашивают каждого из нас словами Бунина: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» И когда Пушкин писал «Лета к суровой прозе клонят», его в этот момент наверняка тоже волновал этот вопрос: а много ли мирских благ нужно человеку?
Смотришь на фотографии этой выставки, и как-то само собой приходит понимание, зачем нам послана была эпидемия. То, что почувствовал и понял художник, считывает зритель. «Наедине» – это взгляд в будущее, времена года, которые сменяют друг друга и замыкаются в непрерывный жизненный цикл», – написала о выставке Вера Павлушина.
Выставка, которая проходит в эти дни в информационно-аналитическом центре культуры и туризме области, посвящена четырем юбилейным датам. 65 лет исполнилось Андрею Николаевичу Павлушину. 30 лет отмечает Рязанская организация Союза фотохудожников России, которую с 2017 году он возглавляет. 35 лет назад в МКЦ прошла его первая персональная выставка (нынешняя – 39-я по счету). В этом же году фотограф отмечает 45-летие творческой деятельности.
Вручая Благодарственное письмо юбиляру, министр культуры и туризма области Виталий Попов сказал: «Мы гордимся тем, что в Рязани работает талантливый фотохудожник Андрей Павлушин. Любая площадка, где выставляются его работы, становится значимой и притягательной для мастеров искусства».
Это ли не подлинное счастье для творческого человека?

Димитрий Соколов
Фото Андрея Павлушина