«Цветы и фрукты», 1963 г.

№8 (6013) от 4 февраля 2022

Живопись Петра Будкина призывает меньше философствовать и больше радоваться жизни

Все мы по-разному переживаем кризисы, трудности, всеобщие катаклизмы и беды. И последующую жизнь тоже выстраиваем по-разному. Кто-то замыкается в себе, кто-то уходит в работу, а иные совершают прорывы и ставят рекорды, чтобы двигать мир вперед… Но есть особенные люди, которые выходят из кризиса с благодарностью за то, что просто живы и способны действовать. Они вдыхают жизнь полной грудью и радуются всему, что другие считают мелочами. И их дневники, мемуары, художественные творения несут в себе силу простой радости через годы.
Выставка памяти Петра Ильича Будкина в областном художественном музее – прекрасный пример того, как можно радоваться каждому мгновению. В минувшем году исполнилось сто лет со дня рождения мастера, который стал одним из интереснейших представителей послевоенного поколения. Будущий живописец родился в Саратовской области, вырос на Алтае, а профессиональное образование получал сначала в Алма-Атинском художественном училище, а затем – в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Санкт-Петербурге. С 1950 по 1981 год. Петр Ильич преподавал в Рязанском художественном училище, он вырастил новое поколение мастеров, которое умеет ценить жизнь во всех ее проявлениях.
Что же особенного в выставке к столетию художника? Несложно заметить, что это способность вызвать аппетит практически у любого. Преобладающий жанр здесь – натюрморт, причем бытовые сценки с огурцами и помидорами, газетами и сушеной рыбой далеки и от горькой иронии о «бытовухе», и от гедонизма мастеров прошлых веков. С полотен буквально брызжет простая человеческая радость: выдалась спокойная минутка, можно поесть, а заодно полюбоваться тем, как красиво сочетаются предметы на столе. Это – эстетика обыденного, очень важная для людей послевоенных лет.
А еще интереснее, что такой круг тем для Петра Будкина был не исключением, а правилом. В то время как другие мастера увековечивали на портретах тружеников, ученых и спортсменов, создавали многофигурные композиции и экспериментировали, Петр Ильич писал лишь близких людей, моменты быта и пейзажи, в которых осталась частичка его сердца. Глядя на окские берега, заснеженную избушку «творческой дачи» или виды Рязани, понимаешь: самое простое и есть самое родное.
Представленная выставка – лишь часть обширного наследия Петра Будкина, сказали организаторы. И в дальнейшем рязанцы еще не раз увидят простые, добрые и теплые картины мастера. А нынешняя экспозиция будет ждать посетителей до конца февраля. Она воодушевит на поиски прекрасного и поможет заново почувствовать истинный вкус жизни.

Татьяна Кармашова
Фоторепродукции автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое