Во время и после


28

Коронавирус проник и в литературу

На площадках электронных книг и других онлайн-платформах представлено более ста книг о пандемии. Самый интересный, на мой взгляд, – литературный проект «Постэпидемия.рф»

От поэтов до эстетов

Серьезные книги о пандемии пока можно найти лишь на английском языке. Экономист Джошуа Ганса в «Экономике в эпоху COVID-19» описывает долгосрочные последствия кризиса и возможные ответы на него. А футуролог Джейсон Шенкер рассматривает «Будущее после COVID-19» с точки зрения финансовых рынков, сельского хозяйства, международных отношений и недвижимости.
Единственный труд, переведенный на русский, – это эссе итальянского писателя и физика-теоретика Паоло Джордано. Правда, читать «Заражение. COVID-19, наука, общество и глобальный кризис» смогут немногие. Труд наполовину состоит из математических формул.
Зато электронные полки ломятся от практических пособий и исторических ракурсов. И вот тут чего уж только нет! За несколько месяцев пандемии появились книги о том, как самим сделать санитайзеры, как поддерживать себя в спортивной форме, как готовить некалорийные блюда и соблюдать психологический комфорт. Профессиональный психолог, сексолог, энергопрактик и тета-целитель Нелля Лысенко, например, в своей книге «Выжить в хаосе коронавируса» предлагает побороть свои страхи с помощью… «трансформационного рисования» и «волшебной крупы».
Есть книга, в которой собраны примеры самых странных и глупых реакций на коронавирус со всех уголков планеты, книга обо всех эпидемиях в истории планеты. И даже «Коронавирус. Детская энциклопедия» (Книга переведена на русский и распространяется издательством Clever бесплатно – в обмен читатель подписывается на рассылку). Кстати, именно детская литература первой откликнулась на вызов пандемии – появилось много книг о том, как правильно вести себя дома и на улице, а также всевозможных раскрасок-разъяснялок.
Внесла свой «вклад» в тему пандемии и взрослая художественная литература. «Изоляция с бывшим», «Мой сосед по карантину» – названия говорят, как мне кажется, сами за себя. Вдогонку к ним – цикл остросюжетных романов российской писательницы Лили Рокс, которая уже создала роман «Коронавирус», а два других – «Угроза заражения» и «Охота на выживших» – дописывает, выкладывая новые главы на Litres. Все эти книги – о героине, единственной в мире наделенной антителами.
Ну и вишенка на торте – «Коронавирус. Вирус-убийца. Расширенное и дополненное издание», книга известного журналиста и телеведущего Игоря Прокопенко, того самого, что стал автором фильма о плоской Земле и лауреатом антипремии «ВРАЛ» «за выдающийся вклад в российскую лженауку». 300 страниц текста содержат размышления автора о том, не из космоса ли этот вирус, не мутант ли он убийца и что на самом деле произошло в Ухани.

ПостЭпидемия

Этот проект – не попытка сыграть на популярной теме. Это по-настоящему яркое социокультурное явление, родившееся во время пандемии коронавируса. Он был запущен в апреле 2020 года по инициативе российского фантаста Вадима Панова – того самого, который в апреле прошлого года в первой книге своего нового цикла «Аркада. Эпизод первый. KamataYan» «предсказал» распространение смертельно опасного вируса.
Чтобы скрасить самоизоляцию граждан интересным и актуальным чтением, он бросил вызов коллегам по цеху, предложив им написать небольшие рассказы о мире после пандемии коронавируса.
Его предложение приняли 20 российских писателей. Одни из них заострили внимание на ближайшем будущем, другие – на отдаленном. Каждый попытался ответить на вопрос: что поможет стране справиться с пандемией? Многие версии не такие уж фантастические, особенно те, что относятся к цифровизации и информатизации.
Так, создатель серии «Дозоров» Сергей Лукьяненко в рассказе «Двести первый шаг» рассказал о полной роботизации мира. Прозаик Кирилл Бенедиктов, известный по романам «Завещание ночи» и «Блокада», порассуждал о цифровизации отечественной медицины. Он описывает врачебные технологии будущего в рассказе «Формула Гераклита».
Писатель Андрей Мартьянов в новелле «Золотая баба» рассказывает о России через 20 лет после эпидемии и описывает агрегат для «холодного ядерного синтеза», который большинством ученых сегодня признается невозможным.
Сам Панов сочинил для проекта рассказ «ДокШок». В нем он пофантазировал о недалеком будущем: через несколько месяцев после первой волны эпидемии появился еще один штамм коронавируса, в десятки раз хуже COVID-19.
Все рассказы цикла совершенно бесплатно сегодня можно прочесть или послушать на официальном сайте проекта постэпидемия.рф и в крупнейших книжных сервисах «ЛитРес» и MyBook, которые выступили партнерами проекта.
Отрадно, что уже в этом месяце рассказы принявших участие в онлайн-проекте «ПостЭпидемия» писателей-фантастов появятся в формате печатного сборника. Проект «ПостЭпидемия» задумывался как некоммерческий, поэтому 90% тиража – 50 тысяч экземпляров – будут безвозмездно переданы в публичные библиотеки, школы, детские дома и другие социальные учреждения. А вся выручка, полученная от книжных магазинов, пойдет на благотворительность. Книги преимущественно поступят в школьные и публичные библиотеки, интернаты и детские дома.


Комментарий:

Вадим Панов, российский писатель-фантаст:

– Идея этого челленджа, который вырос в проект, – хотелось бы, чтобы было хорошо. Как будет плохо, мы все прекрасно понимаем, этого нам и в реале хватает. Хочется, чтобы рассказы были не слащавые, но оптимистичные – и мне, и моим коллегам хочется добра в текстах. Есть надежда, есть добро, есть вера в то, что мы все преодолеем. У человечества была не одна, скажем так, проблема в истории цивилизации. Мы пройдем через это, и все будет хорошо.


Подготовила Екатерина Детушева