№90 (6294) от 22 ноября 2024
На картинах сирийского художника Низара Сабура
В Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась выставка «Жизнь не умирает» (12+). Её автор – художник из Сирии Низар Сабур, в живописных произведениях которого – боль, надежда и птицы…
Здравствуй, автор!
Имя Низара Сабура вы уже могли слышать в Рязани. В 2017 году он экспонировал здесь свои работы из двух циклов: «Маалула» и «Стены Пальмиры». Спустя 7 лет художник вновь оказался в нашем городе, а диапазон его искусства расширился. Теперь выставка вмещает в себя минимум пять условных циклов, но прежде чем я расскажу о них, давайте познакомимся с автором.
Низар Сабур родом из города Латакия, что в Сирийской Арабской Республике. На родине он окончил Дамасский университет, кафедру «рисунок и живопись», а затем поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). В 90-е годы прошлого века Низар защитил диссертацию в России и получил научную степень кандидата искусствоведения. Затем вернулся в Дамаск, в свой родной столичный университет, и начал преподавательскую деятельность.
С искусством у автора всегда был особый диалог. В работах он пробовал разные методы, например, наблюдал за тем, как ведет себя краска при разных температурах и воздушных примесях. Экспериментировал с природными материалами: пеплом, песком, порошком из молотых косточек оливок. Он писал «Восточные города», позже – «Охранники холмов» и, наконец, «Жизнь в пепле». А когда в Сирию пришла война, Низар Сабур стал писать картины о ней.
Экспозиции живого классика сирийской живописи выставлялись во всех арабских странах, США, Китае, странах Европы, Иране, Турции. Теперь более 40 работ, созданных автором на Родине и в России, можно увидеть в Рязани. Уже полтора года, как Низар живет и работает в России, он получил гражданство РФ, но по-прежнему остается гражданином мира.
Птицы улетают
Вся экспозиция – метафора, а циклы – этапы жизни автора и человечества. Вот серый город пустеет, а с неба устремляются вниз стаи птиц, похожие на ангелов-серафимов – это картина «Города мертвых птиц». Как говорит автор: «Оттуда, где идет война, все улетают». Вторят ему лучезарно – желтые и пунцово-розовые полотна: на них те же крылатые – теперь с нимбами над головами – стремятся в дальние края.
С одной стороны, птица – символ мира и надежды, а с другой, перелетные птицы – это стая, вынужденная искать безопасного пристанища. Низар объясняет: «Одна из тем выставки – иммиграция. Это одно из самых популярных слов сегодня. Посмотрите на эту фотографию: это 1980 год, здесь изображены мои друзья, сирийские христиане из Латакии. Видите, сколько здесь детей? Все они сейчас разлетелись по свету».
А вот другой цикл работ – о маленьком селении Маалула и страшной судьбе христианских святынь. Низар с дрожью в голосе, сдерживая слезы, рассказывает: «В Сирии есть часть христианской культуры, Иисус родился в старой Сирии. Люди селения Маалула до сих пор говорят на языке Иисуса Христа. И террористы захватили Маалулу, многие древние памятники разрушили и сожгли». На картинах автор передал всё, как было наяву, – перед нами лики святых в черном пепле.
Возможно, не каждый обратит внимание на полотно «Оливковая тарелка», но для автора оно много значит. «Когда началась война, я стал думать, что может собрать все нации и религии. И пришел мне образ оливковой тарелки. Она есть на каждом столе – может, она и объединяет», – сквозь слезы улыбается художник.
Обо всех формах чувства – в цикле картин «Любовь как на небе, так и на земле». В них кроется надежда на счастливое будущее.
В работах Низара Сабура можно заметить три акцентных цвета: желтый, оранжевый и синий. Как сказал известный в нашем городе художник, директор Рязанского художественного училища Василий Колдин: «Не могу понять, как ему удается такой глубокий синий!» Предположу, что всему причиной родина – солнечная Латакия на средиземноморском побережье. Даже сквозь пепел художник расскажет о птицах, солнце и той самой оливковой тарелке.
Арина Тимохина
Фото Арины Тимохиной












Купить электронную копию газеты