№14 (6019) от 25 февраля 2022

Керамическое панно известного художника-монументалиста станет частью современной Рязани

Человек смертен. Но это было бы еще полбеды, говорил небезызвестный герой Булгакова. Внезапно смертен, вот в чем фокус. Переход в иной мир часто застает художников в зените их творческих возможностей. Увы, мало кто из них успевает распорядиться своими работами. Отсутствие наследников или заинтересованных родственников только добавляет проблем. Мастерские, служившие заодно запасниками, переходят к другим владельцам. А что делать с картинами, скульптурами?
Вот так же внезапно в 2015 году осиротели работы Олимпиады Бусыгиной, выдающегося рязанского художника-монументалиста. Одно из самых необычных ее произведений – панно «Рязанская новь» – могло бы окончательно затеряться на просторах Рязани, если бы участие в его судьбе не приняли коллеги по творческому цеху. Заботу о сохранении наследия Бусыгиной взял на себя, в частности, председатель рязанского отделения Союза художников России Виктор Грушо-Новицкий. Двести фрагментов панно размером четыре на восемь метров занимают целый гараж во дворе Дома художников на Первомайском проспекте. Перенести и бережно сложить тяжелые куски из обожженной глины помогли рязанские десантники. Летом все фрагменты были очищены и промыты с помощью специального аппарата, приобретенного Виктором Леонидовичем. В этом хаосе глиняных форм цельной картины, конечно же, не просматривается. К счастью, сохранилась фотография панно с четко проработанными деталями.
Реконструкция произведения Олимпиады Бусыгиной – дело времени, уверен Виктор Грушо-Новицкий:
– Ее мало с кем можно сравнить из монументалистов Рязани. Таких масштабов никто не достигал ни до, ни после.
«Рязанская новь» создавалась Бусыгиной к открытию областного художественного музея на улице Свободы. И была выставлена возле главного входа в здание. На зрителей панно производило огромное впечатление не только своими масштабами. Завораживала оригинальность орнамента, вобравшего в себя мотивы рязанского народного костюма, старой и новой архитектуры, индустриализации, фольклора. Олимпиада Бусыгина хотела видеть новый мир гармоничным и радостным, приветствуя его своей монументальной симфонией, прославляющей человека-созидателя. Этот социалистический романтизм не был у нее наивным. Скорее, взывал к активности и лучшим человеческим качествам.
Зажигается подсветка, и вставленный в рамку диапозитив являет нам всю красоту «Рязанской нови». Так будет выглядеть собранная по частям работа, когда ее установят в центре города. Да, одно из самых выдающихся творений рязанского монументального искусства по праву займет свое место возле нового здания исторического музея на улице Соборной. Идею уже одобрил областной художественный совет. Выбрано и место: возле центрального входа. Как и сорок с лишним лет назад творение художницы будет встречать посетителей музея. Только в этот раз оно останется здесь навсегда, став рязанской достопримечательностью и частью архитектурного ландшафта.
Но это лишь часть истории сохранения творческого наследия ушедших из жизни художников.
– Проблема животрепещущая во все времена, – говорит Виктор Грушо-Новицкий. – Мы сделали большой шаг к ее решению. Минувшим летом оборудовали хранилище в здании художественных мастерских на улице Петрова. Надежная крыша, защищенная от протечек, и противопожарная пропитка позволяют нам не беспокоиться за судьбу коллекции. А в ней около трех тысяч законченных полотен, этюдов, эскизов рязанских мастеров, среди которых Людмила Дунаева, Олимпиада Бусыгина, Станислав Якушевский.
Под помещением хранилища художники открыли новую выставочную галерею. Деревянный пол «под старину», точечные светильники под потолком. Здесь много воздуха и уюта, потому что рядом, за стеной, создает свою причудливую керамику Галина Сметанина и можно запросто побывать у нее в гостях. Название галерее на улице Петрова еще не придумали. Может быть, «Кремлевская»? Главная архитектурная достопримечательность города от нее в двух шагах.
Решен ли вопрос с наследием умерших художников окончательно? Конечно же нет, говорит Виктор Грушо-Новицкий. Региональное отделение Союза ждет выхода закона о культуре и вносило в него предложения. Суть дополнений – дать возможность организации принимать участие в судьбе коллекций, оставшихся без законных владельцев. И делать это коллегиально, открыто, честно. Виктор Леонидович уверен, что и создатели предметов искусства были бы рады такому повороту. Что за польза, если картины и скульптуры годами пылятся в хранилищах, никем не востребованные и забытые? Вдруг нашлись бы ценители и меценаты? Пока у Союза нет законных оснований распоряжаться чужими работами, а вырученные средства направлять на развитие организации. Но ведь тогда и порядка в фондохранилищах было бы больше.
Реестр имеющихся полотен из наследия рязанских живописцев уже составлен. Произведения будут путешествовать по выставкам, и это, наверное, лучший знак уважения и признательности коллегам, завершившим свой земной путь.
Развитие, как известно, начинается с сохранения памяти о предшественниках. Этим в региональном Союзе не пренебрегают. Любое свободное пространство в Доме художников, даже стены лестничных клеток и пролетов, отдаются под вернисажи живописцев, которые уже не могут позаботиться о своих работах. «Сюда ходят, как в галерею», – радуется Виктор Грушо-Новицкий.
В своих мастерских художники Рязани хранят и другое творческое достояние – фрагменты скульптуры Антонины Усаченко «Россия – Родина моя», сохраненные благодаря Фонду Раисы Лысениной «Творческое достояние». У этого монумента драматическая история и нелегкая судьба, о ней мы не раз писали. Создателя скульптуры давно нет в живых. Но возникла идея, которую Союз художников предложил культурной общественности Рязани – воссоздать «Россию» в гигантских интерьерах нового здания исторического музея. Ведь в ней – вся та рязанская мощь, размах, величие, которые свойственны и знаменитому панно Олимпиады Бусыгиной.

Димитрий Соколов
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое