Заслуженный работник культуры России Татьяна Власова – о красоте балета, пути творца и детском художественном фестивале «Салют, месье Петипа!»

В дни самоизоляции многие смотрят записи концертов и спектаклей со всего мира. Одним из самых элитарных искусств, которое не теряет магии даже на экране, остается балет. Напряженные эмоции, необыкновенная пластика танцоров, союз музыки, танца и декораций рождает волшебные миры. Иногда они захватывают людей на всю жизнь – как это произошло с публицистом, меценатом, создателем парков-дендрариев в Сочи и в Рязанской области Сергеем Худековым. В честь него и балетмейстера Мариуса Петипа, с которым Худеков создал несколько балетов, в Рязани проводится международный фестиваль детского творчества «Салют, месье Петипа!». О том, как он проходит сейчас, и о пользе детского творчества мы беседуем с Татьяной Власовой – председателем оргкомитета фестиваля и членом Союза художников РФ.

Уникальное событие

Р.В. – Татьяна Петровна, вы уже много лет сотрудничаете с региональной общественной организацией «Наследие С.Н. Худекова», которая популяризирует балет. А с чего все началось?

Т.В. – Около десяти лет назад мы с Татьяной Владимировной Петровой (председателем общественной организации «Наследие С.Н. Худекова». – Р.В.) познакомились в Киеве на премьере балета «Баядерка». Его ставила Наталья Макарова (советская и американская балерина и балетмейстер. – Р.В.), и нам удалось пообщаться с ней лично. Я всегда любила балет и театр, и для меня такая возможность стала большой радостью. Мне также интересно организовывать выставки, общаться с детьми и молодежью – я преподавала в художественной школе и в художественном училище. А фестиваль «Салют, месье Петипа!», который мы создали, уникален.

Между реальностью и сказкой

Р.В. – Как устроен фестиваль?

Т.В. – В первый же год, несмотря на то что участвовали только дети из Рязанской области, нас буквально завалили работами – их было около четырехсот! Ребята делают скульптуры и инсталляции, рисуют эскизы балетных костюмов и декораций… А благодаря интернету наш фестиваль стал международным. Нам присылают работы из Нидерландов, Франции, Украины, Белоруссии, даже из Индии и Китая! Татьяна Владимировна общалась с иностранными студентами Рязанского государственного медицинского университета имени И.П. Павлова и Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина и предложила им послать на родину приглашения на конкурс. Китайские рисунки, конечно, совершенно уникальны – особая манера письма, отношение к формам… Лучшие творения мы сохраняем в каталогах выставок.

Р.В.– Как участники и их педагоги готовятся к конкурсу, чтобы соблюсти историческую достоверность?

Т.В. – Балетный спектакль – это сказка, которая делается силами огромного количества людей: швей, конструкторов, декораторов… Об этом написаны тысячи статей и книг. Взять хотя бы художников, оформлявших балеты. Это были и Константин Коровин, и Леон Бакст, и Константин Сомов… Это огромный материал! А ведь есть еще и документальные фильмы, и записи балетов…
Также крайне интересно, когда у детей есть возможность переосмысливать собственный опыт. Например, юные художники из Чурилковской детской школы искусств рисовали своих ровесников, которые занимаются в балетной студии. Они делали наброски репетиций, закулисной жизни, выступлений, и это очень живые картины. Интересны работы учеников детской художественной школы №1 г. Рязани, Лесновской детской школы искусств «Парус» и других.

Нарисовать свой путь

Р.В. –Татьяна Петровна, вы давно работаете с детьми и знаете, почему они и их родители выбирают творческие занятия. Как вам кажется, много ли среди ребят тех, кто хочет посвятить этому жизнь? Становится ли их больше или меньше?

Т.В. – Детей, которым интересно творчество, все больше – поэтому количество студий и кружков для них растет. Но, на мой взгляд, большинство выбирает эти занятия для общего развития. И преподаватели учитывают это, работая с самыми упорными и талантливыми индивидуально. Главное, чему учит школа, – наработать технику и точно реализовывать свои идеи.
Я не вижу сейчас какой-то большой новой волны в искусстве. Примеры предыдущих поколений питают нас, но это огромное наследие еще предстоит осмыслить. И молодые художники только ищут свой язык: все, что я вижу на выставках и биеннале современного искусства, выглядит как поиски. Все становится более «женским» и прикладным – женщины постепенно занимают лидирующие позиции во многих сферах.

Р.В. – А не кажется ли вам, что педагог, который предъявляет более высокие требования к детям, приучает их серьезнее относиться к своему творчеству и возможностям? Ведь если ты понимаешь, что на многое способен, не побоишься пойти в искусство…

Т.В. – Знаете, все маленькие дети – гении, которые прекрасно и свободно творят. За них все делает природа и помощь родителей. А с возрастом меняются взгляды, появляется интерес к другим занятиям… Нередко очень способные дети бросают творчество. Но это нормально: каждый должен выбрать свою дорогу.

Лучшее – в памяти

Р.В. – Вернемся к фестивалю «Салют, месье Петипа!». Сейчас сложно строить планы, и все же – какие этапы должны состояться в течение года?

Т.В. – Сейчас мы получаем заявки и фото работ детей по электронной почте. За лето мы планируем получить оригиналы лучших работ, оформить их и развесить в галерее «Артрум», а также напечатать каталоги. А на сентябрь намечено открытие выставки, подведение итогов фестиваля и награждение победителей. Надеюсь, пандемия не помешает ни участникам, ни нам провести фестиваль. Кстати, в этом году изъявили желание участвовать и преподаватели художественных школ.

Р.В. – За что вы сами любите балет?

Т.В. – Балет – это всегда волшебство, поэтому я не очень люблю современные постановки, где все внимание уделено пластике тела. Меня завораживают яркие декорации, костюмы – к ним я особенно неравнодушна! Это искусство, которое радует глаз и помогает еще раз задуматься о возможностях человека.

Беседовала Татьяна Клемешева
Фото общественной организации «Наследие С. Н. Худекова» и Юлии Муравьевой 


Самое читаемое