№83 (6287) от 30 октября 2024
В Рязанский художественный музей им. И.П. Пожалостина из фондов историко-культурного центра «Дворцовый комплекс Ольденбургских», расположенного в поселке Рамонь Воронежской области, прибыла передвижная экспозиция, посвященная 140-летию со дня рождения великой княгини. Более двух тысяч картин, написанных Ольгой Романовой, теперь представлены в выставочном проекте «Великая княгиня Ольга Александровна. Вся жизнь как на холсте».
В камерном зале, так точно описывающем принцип Ольги Александровны «жить проще», нас ждет интерактивное путешествие по страницам жизни великой княгини Российского императорского дома, дочери императора Александра III и императрицы Марии Федоровны.
Из воспоминаний великой княгини Ольги Александровны: «Уже с самого раннего возраста я стала интересоваться искусством во всех его видах, особенно живописью. Я не могу вспомнить себя без карандаша в руках… Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы».
Цифровые видео сменяют друг друга, а книги можно потрогать руками. Перед нами – экспозиция, где представлены фотографии, отрывки дневниковых записей и мемуарной литературы из личного архива семьи, в том числе части переписок княгини с ее братьями: князем Михаилом Александровичем и императором Николаем II. Можно в реальном времени увидеть, каков был быт императорской семьи. Здесь представлены копии акварельных набросков Ольги Александровны из частного собрания коллекционера Нелли Пономаревой.
Выставка охватывает пять периодов жизни Ольги Александровны: детство в императорской семье, «В Рамони я была счастлива» – первый брак, с принцем Петром Ольденбургским. «Я верю в чудеса» – спокойствие в родной усадьбе Ольгино, «На линии огня» – новая роль сестры милосердия и шефа полка Ахтырских гусар, «Вдали от Родины» – время революции и эмиграции.
Здесь же, рядом с самыми сокровенными мыслями княгини, ее картины. Легкие акварельные образы полностью противоположны тому, что разворачивалось в жизни Ольги Александровны. Что бы с ней ни случалось – будь то сложности первого брака, ужас войны, потеря близких и дома – на бумаге она изображала все те же зимние тюльпаны, воздушную сирень и ширь золотого поля.
До того, как оказаться в Рязани, передвижная выставка уже побывала в городах, дорогих сердцу княгини. Среди них – Гатчина (дом, где прошло детство Ольги), Боровичи (место, близкое к имению ее первого супруга Петра Александровича), Ливадия (здесь княгиня проживала с матерью после Февральской революции), а также Мирский замок в Белоруссии (императорская семья тесно общалась с представителями рода князей Святополк-Мирских).
Научный сотрудник «Дворцового комплекса Ольденбургских» Анастасия Шамедько объясняет: «Как связаны Рамонь и Рязань? Наш Дворцовый комплекс – это музей, сохраняющий имение принцессы Евгении Ольденбургской, дочери великой княгини Марии Николаевны, которая была президентом Императорской Академии художеств с 1852 по 1876 год. Это период, когда там учился Иван Петрович Пожалостин, русский гравёр, в честь которого назван ваш художественный музей. Сама княгиня Ольга Александровна не раз проезжала через Рязань по пути в Рамонь и неоднократно останавливалась здесь».
Спрашиваем у Анастасии, как исследователям удается собирать картины великой княгини, несмотря на ее эмиграцию и продажу картин за рубежом.
«Действительно, Ольга Александровна экспонировалась в эмиграции, где часть ее работ была продана и рассредоточена. Благодаря частным коллекционерам, работы выкупались на аукционах и привозились в Россию. Даже в собраниях музеев не так много оригиналов. Всё, что есть у нас – это редкие покупные экземпляры или копии», – отвечает она.
Выставка открыта до 1 декабря (6+).
Арина Тимохина














Купить электронную копию газеты