Для чего пятиклассники Дашковской школы Рязанского района шьют многоразовые бахилы

Одноразовое разочарование

На встречу со школьниками и их педагогами я приехал без бахил, но на входе в школу мне их дали и любезно предложили надеть. На мой 45-й размер обуви бахилы явно не подходили. Благо, выручили кроссовки, в которых хожу в тренажёрный зал и постоянно вожу их в багажнике машины. Порванные бахилы я выкинул в мусорный бак. Законодательством России не предусмотрены специальные урны для сбора бахил, поэтому они выбрасываются в общую урну для твердых бытовых отходов, которые затем утилизируются, создавая при этом огромную проблему для окружающей среды. Душа за это, конечно, болит, а что делать?
Интернет дает нам неутешительную информацию – бахилы из полиэтилена, как и одноразовые пакеты, попадая в землю, разлагаются в течение 300 – 400 лет. Продукты разложения проникают в почву и воду. Оттуда поступают к нам в пищу и накапливаются в организме человека. Сжигать подобные отходы ещё хуже. При сжигании образуются канцерогены, которые подавляют иммунную систему, вызывают раннее старение, действуют на психику человека, становятся причиной онкологических заболеваний.
В открытых источниках есть информация о том, что в современном мире использование одноразовых бахил превышает миллионное количество ежедневно. Только в России каждую неделю образуется несколько тысяч использованных бахил. Для правильной утилизации их сдают вместе с мягким пластиком на переработку. Однако прежде нужно удалить резинку, а вот этим никто не занимается. Бахилы просто едут на свалку, где сотни лет будут разлагаться, нанося существенный вред природе.
Лучшее решение, по совокупному мнению российских экологов, отказаться от одноразовых бахил и носить с собой многоразовые бахилы. Сейчас на них переходят не только экологически ответственные люди, но и организации. В Иркутске, например, есть даже пополняющийся список таких мест. Его создала местная экоактивистка и сотрудница НИИ биологии Иркутского государственного университета Дарья Бедулина.
Есть подобный опыт и в других российских регионах. Его подробно изучили в Дашковской школе Рязанского района (филиал Окской средней школы) и твёрдо решили – надо шить многоразовые бахилы.

Молодёжный ресурс

Как оформить производство, долго думать не пришлось. Из района позвонили и предложили школе принять участие в конкурсе социальных проектов и инициатив «Молодёжный ресурс».
Учитель литературы и ИЗО Татьяна Воробьёва вместе с учащимися разработала проект, который и предложили на конкурс.
– Мы с ребятами собрались, поговорили и пришли к выводу, что актуальным будет проект на экологическую тему. Мы провели примерные расчеты и пришли к выводу, что каждая поликлиника за один рабочий день собирает примерно три кубометра бахил. Ещё мы узнали, какие опасности несет нам утилизация подобных отходов. Экологическая проблема – одна сторона нашего проекта, но есть и другая. Мы решили дать вещам вторую жизнь – шить многоразовые бахилы из бывших в употреблении зонтиков, плащей и других уже не нужных в домашнем хозяйстве вещей, чтобы они тоже не попали на свалку. Воспользовались интернетом, узнали, что в Рязанской области пока этим никто не занимается, да и в России такой опыт есть всего лишь в нескольких регионах. Наш проект направлен на то, чтобы сделать мир чище, а ещё на экономию семейного бюджета. Мы шьём бахилы, которые сможем использовать на протяжении, может быть, нескольких лет. Пока на детские размеры, но планируем шить и на взрослых.
Также из интернета ребята узнали, что в стране утилизация бывших в употреблении вещей из полиэтилена решается тем, что их просто выбрасывают в мусорные баки. А это как раз те же самые бахилы, да и ещё много чего. Пакеты из продуктовых магазинов, например. Пошив авосек из износостойкой ткани для домохозяек – следующий этап реализации школьного проекта.
За победу в конкурсе Дашковская школа получила небольшую субсидию в 2 тысячи рублей. Деньги потратили на приобретение ткани – плащёвки – для многоразовых бахил и сшили несколько опытных образцов.

Город мастеров

Реализацию проекта школьники начали в марте этого года. Труд у них полностью ручной. Швейной машинки нет, хотя она им очень бы пригодилась. Сразу бы выросла производительность, а ручной труд забирает много времени. Школьный кружок «Город мастеров», на котором ребята занимаются пошивом бахил, это не производственная мастерская, где можно трудиться по нескольку часов в день. На кружке собрались после уроков на 45 минут, сшили по паре бахил и отправились домой. Задерживаться дольше не позволяет СанПиН.
– Свой проект мы реализуем в районном конкурсе «Марафон добрых дел». Если выиграем, возможно, тогда приобретём и швейную машинку. Скоро у нас будет защита, а презентация проекта уже готова, – рассказывает педагог Татьяна Воробьёва. – Мы посчитали и экономию семейного бюджета. В год это примерно 2 – 4 тысячи рублей. Это очень усредненная цифра, поскольку кто-то ходит в поликлиники каждый день, а кто-то значительно реже. Некоторые привыкли носить с собой сменную обувь, что не очень удобно.

Полезные грани проекта

Производство экологически безопасной продукции – это важная часть проекта, но ещё не вся.
– Наши пятиклашки шьют руками, развивая при этом мелкую моторику, – говорит педагог Татьяна Воробьёва. – Прикладные навыки они тоже приобретают. Я думаю, что умение шить пригодится не только девчонкам, но и мальчишкам. Ребята очень творческие и способные. Хочу назвать наших передовиков. Это Илья Степанцев, Максим Першин, Лиза Апухтина, Даша Савушкина. Гена с Варей немножко отстают, но они очень стараются.
В реализацию проекта вовлечены не только школьники, но и педагоги, и родители. В школе проходит конкурс на лучший дизайн бахил. Детям дома помогают мамы, а у них уже есть швейные машинки. Вовлечение родителей в воспитание детей через участие в школьных конкурсах – одно из стратегических направлений воспитательной работы школы.
– Вначале мы не могли найти подходящий материал. Провели среди учителей школы и родителей акцию по сбору старых вещей. Нам приносили старые плащи, поломанные зонтики. Мы выпарывали полиэтилен, а ещё и занимались кройкой. Родители своих детей поддержали, и проект им в целом понравился. Дети учатся разрабатывать дизайн, кроить, шить, а это уже ранняя профориентация, – говорит Татьяна Воробьёва.
Учебный год завершился, а работа кружка «Город мастеров» продолжается летом в школьном лагере. У ребят и педагогов Дашковской школы ещё очень много идей, но главного они уже добились – поняли, как можно сделать немного чище нашу планету.


Точка зрения

Розалия Катлеметова, заведующая Дашковской основной школой – филиалом Окской средней школы Рязанского района:

– Мы планируем привлечь к нашему проекту ребят из других классов. Наш проект будет постоянно действующий. Изделия могут быть и авторскими. На них ребята могут вышить свои инициалы или буквами «R» и «L» пометить правый и левый бахилы. О нашем проекте мы хотим рассказать другим школам. Может быть, этим будут заниматься ребята не только нашей школы, но и школ всей области. Это очень важное экологическое направление. Чище будет не только в нашей школе и на её территории, но и на всей планете.


Вячеслав Астафьев
Фото автора