История о неудачниках
Помните игры нашего советского детства? Во дворе мы часто играли в «Тише едешь, дальше будешь. СТОП…» и в классики. В школе или пионерском лагере во время спортивных соревнований обязательно перетягивали канат… Вот и южнокорейские дети от нас не отставали. Правда, была среди их дворовых игр и такая, как «Игра в кальмара». Как отметил режиссер и сценарист нашумевшего сериала Хван Дон Хек, она была «самой физически агрессивной детской игрой». И вместе с тем наиболее им любимой. А еще – «самой символической игрой, отражающей сегодняшнее общество, основанное на конкуренции». Потому-то Хван и выбрал ее в качестве названия сериала и основной красной нити фильма.
Всего в четырех играх предстоит принять участие героям фильма. Но они будут настолько жестокими, что из 456 игроков в итоге останется лишь один. Вот такой недобрый сюжет у фильма. Хотя именно о добре в «Игре в кальмара» и пойдет речь.
Идея рассказать всему миру о своем взрослении появится у Хвана Дон Хека в 2008 году. Тогда он жил со своей матерью и бабушкой, испытывая нехватку денег. В какой-то момент он прекратит писать сценарий, так как вынужден будет продать свой ноутбук.
И все же Хван допишет свою историю. О реальных окружающих его людях – шофере, потерявшем работу, живущем за счет пожилой мамы и постоянно влезающем во все большие долги, руководителе инвестиционной группы, обворовавшей холдинговую компанию, в которой работает, молодой беженке из Северной Кореи, которая пытается разыскать маму и забрать из приюта брата, гастарбайтере из Пакистана, стремящемся всеми силами обеспечить молодую жену и годовалого ребенка…
10 лет пути к успеху
«Я хотел написать историю, которая станет аллегорией или басней на современное капиталистическое общество, что-то, изображающее конкуренцию в экстремальном виде, экстремальную конкуренцию жизни», – скажет сценарист и поместит своих героев в самые экстремальные условия – на далеком острове игроки будут бороться за миллиардное состояние. Бороться не на жизнь, а на смерть. Под «присмотром» вооруженных надсмотрщиков и на радость горстки богатейших представителей мировой элиты, развлекающихся тотализатором.
Сюжет сериала продюсерским компаниям не понравится. На протяжении 10 лет местные студии будут отвергать идею этого шоу как излишне гротескную и слишком нереалистичную. Лишь в 2019-м Netflix, который к тому времени активно переключится на зарубежные проекты, предложит сотрудничество Хану. «Сработает» и пандемия. Как отметит режиссер и сценарист, COVID-19 в 2020 и 2021 годах сильно усугубит экономическое неравенство между классами в Южной Корее, что «сделает историю очень реалистичной по сравнению с тем, что было десять лет назад».
Надежда умирает последней
Сравнивать «Игры в кальмара» с «Голодными играми» или иными современными антиутопиями бессмысленно. Все происходит настолько «здесь и сейчас», что ты с первых минут погружаешься в атмосферу бесконечно реалистичного и эмоционально сюжета. Вместе с героем Ги Хуном бегаешь от вышибал долгов, краснеешь от стыда перед маленькой дочерью, которой делаешь на день рождения нелепый подарок, тянешь канат, радуясь за спасение собственной команды и виня себя в смерти противников по игре… А потом, оставшись не по собственной воле один, возвращаешься в реальный мир… Где есть деньги, но уже нет мамы… И задаешься уже не тем вопросом, что стоял на повестке дня перед участием в играх – «Как выжить?», а другим: «Зачем жить?»
Хан мастерски ставит точку в этой истории (хотя, можно предположить, что столь успешный сериал не останется без продолжения): он дает герою и всем нам надежду. Столкнув отказавшегося от денег миллиардера-изгоя с «основателем» игры, он вновь предлагает героям и зрителю пари – поставить на то, что замерзающему на дороге бездомному до полуночи никто не поможет, или на то, что найдутся добрые люди и спасут его. Ги Хун побеждает. Из окон он видит, что к бездомному приходят на помощь. Человеческая доброта оказывается сильнее безразличия.















Купить электронную копию газеты