№51 (5956) от 9 июля 2021

Примерка самобытного наряда похожа на маленькое путешествие во времени

Есть в Рязанской области места, где прошлое не просто тихо и мирно соседствует с настоящим, но и живет в нем своей особенной жизнью, наполняя современность новыми смыслами. Древнее село Чернава Милославского района – одно из таких мест. Те, кто здесь родились, выросли и живут, по-настоящему дорожат историей этих краев и берегут все, что связано с прошлым. Берегут в своей памяти, берегут в своих сундуках.

Все это мы увидели, когда недавно побывали в Милославском районе, пообщались там с местными жителями, собирая материалы для очередного выпуска нашей традиционной рубрики «День в районе». О том, что осталось за рамками рубрики, мы рассказываем сегодня.

Только свое, родное…

Идея поехать в Чернаву не отпускала меня с осени прошлого года. Мысль возникла после посещения прошедшей в рамках Единого дня краеведения в Рязани выставки-презентации чернавского костюма. Народное дефиле фольк­лорного коллектива «Берегиня», пусть и в городском антураже, произвело тогда сильное впечатление. Казалось, что богатой и колоритной чернавской срядой (а именно так раньше называли комплект одежды) можно любоваться бесконечно, разглядывая ее во всех мельчайших деталях. И как-то сразу появилось желание примерить на себя эти многослойные одежды, почувствовать себя не просто бабой рязанской, а жительницей древней Чернавы, где так тщательно сохраняют традиции ношения народного костюма.
Участница «Берегини» Галина Мишунина – женщина энергичная, модная и современная. Эти качества чудесным образом сочетаются в ней с преданностью своему селу, знанием корней, любовью ко всему исконному. Собирать и восстанавливать аутентичные костюмы она начала десять лет назад, когда встал вопрос о том, в чем выступать новому фольклорному коллективу. Сразу было решено: только в своем, местном!
– Когда коллектив создавали, думали, какие костюмы у нас должны быть. А зачем выдумывать-то, если сами мы все чернавские, наших костюмов краше не найдешь. Вот и стали потихоньку не только петь, но и шить-перешивать, обновлять, восстанавливать наш народный чернавский костюм. Что-то нам бабушки местные передают, достают из своих сундуков и приносят. Что-то мы сами по старым схемам шьем. Когда мы только начинали одеваться в эти костюмы, казалось, что одежды слишком много, было как-то тяжело. Но со временем привыкли и стали комфортно себя чувствовать – в жару не потеем, в холод не мерзнем, – рассказывает Галина Мишунина.
Со временем в коллекции местного дома культуры собралось больше 80 костюмов. У чернавских сряд характерные общие черты; цвета костюмов соответствуют периодам в жизни женщины, временам года, православным праздникам, тесно связаны с обрядами и обычаями. Одежды многослойны, имитируют дородность, яркие фартуки с крылышками создают праздничный образ. А шерстяные чулки «черноножки» в сочетании с лаковыми калошами делают наряд еще и практичным.

Цвет настроения красный

Мне для примерки достался, пожалуй, самый яркий чернавский наряд. Я назвала бы его даже костюм-праздник. Основной цвет в нем – ярко-красный, цвет жизни, защищающий, как считали наши предки, от сглаза, привлекающий внимание и символизирующий готовность к продолжению рода. Такое носили молодые замужние женщины или невесты. Облачиться в этот костюм самостоятельно не получится, поэтому наряжаться мне помогали. А это сама по себе уже целая церемония. Сначала работа идет внизу. Обуваюсь; в калошах с шерстяными черноножками, вязанными одной спицей, – и впрямь очень комфортно. На талии затягивают нижнюю юбку из домотканого холста, называемую станом, а уже поверх нее – понева из семи полотнищ. Понева грубая и плотная; ей придается такая форма, чтобы бедра казались шире.
Смотрю на свое отражение в зеркале и понимаю, что визуально прибавила килограмм десять, не меньше. В реальной жизни меня это не обрадовало бы, но здесь таков образ – невеста должна быть дородной, иначе замуж не возьмут. Если объемов явно не хватало, то шли на ухищрения – по бокам подкладывали полотенца. Поверх поневы вешают пояса. Их крепят до шести штук. Считалось, чем больше поясов, тем невеста богаче. Дальше оформляется верх – также в два слоя. Надеваю две рубахи, нижнюю и верхнюю, одна выглядывает из-под другой. Верхняя рубаха – атласная, красного цвета. И уже сверху всей этой многослойной конструкции – нарядный фартук с крылышками и оборками.
Пока шел процесс облачения, поймала себя на мысли, что одежда у наших предков была по-настоящему универсальной. Женский костюм легко регулировать под какой угодно размер, носить его можно было на любом сроке беременности, что для тех времен, когда женщины практически постоянно находись в положении и часто рожали, было особо актуально. Но все же лучше всего такая одежда смотрится, конечно, на женщинах с формами. То есть мою комплекцию с размером 42-44 (по сегодняшним меркам вполне обычную) в стародавние времена в Чернаве сочли бы болезненной худобой.
Для полноты образа не хватило мне еще и кос. Чтобы головной убор сидел лучшим образом, их скручивали у висков в рожки, а затем уже покрывали голову. Сейчас выходят из положения, надевая на голову специальную конструкцию, имитирующую эти самые «рожки». И тогда повойник или платок ложится как надо. Мне удалось примерить и богато расшитый праздничный повойник, и головной убор попроще – платок, который в Чернаве носили в форме домика. Последний штрих – нагрудное украшение из бисера – поджерелок, и образ готов.
Ощущения в таком наряде непривычные и неоднозначные, но точно можно сказать одно – такая примерка сродни маленькому и увлекательному путешествию в прошлое, соединению его с настоящим, когда ты – это вроде бы уже и не ты, а молодая жительница Чернавы, собирающаяся на большой сельский праздник. А костюм – это как продолжение тебя, твоя защита и твое украшение.

Больше чем наряд

Галина Мишушина рассказывает, что в Чернаве и сейчас живут бабушки, которые не теряют связь со своими корнями и до сих пор носят традиционную одежду, повязывают платки так, как это делали раньше. Для хранителей старины они главные консультанты и советчики. Ведь сегодня очень важно не просто сохранить народную одежду как часть нашей истории, но и показывать, как правильно такую одежду носили, рассказывать, сколько труда и терпения вкладывали раньше в ее создание, какими смыслами наделяли. Взять хотя бы ту же поневу, которая была основой всех южнорусских народных костюмов. Это для нас она всего лишь старинная юбка, но на самом деле раньше этот предмет женской одежды ассоциировалась со вспаханным полем и плодородием. И так во всем.
… Из Чернавы мы уезжали с приятным чувством и желанием когда-нибудь сюда вернуться. Потому что самобытные территории с богатой историей всегда притягивают к себе. А если прошлое органично вплетается в день сегодняшний, то это делает населенный пункт, в данном случае Чернаву, по-настоящему уникальным.

Людмила Иванова
Фото Екатерины Детушевой