№96 (6001) от 17 декабря 2021

Как создание Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ) помогло просвещению рязанцев

Проблемы грамотности и сохранения богатства русского языка остаются острыми год от года. Будучи живым организмом, язык постоянно меняется. С одной стороны, это естественные процессы. С другой – в них можно и нужно вмешиваться: язык, как удачно выразился главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов, следует за обстоятельствами нашей жизни. Это значит, что все современные паразиты, канцеляризмы, межязыковые гибриды и прочий мусор рискуют не только остаться в обиходе, но и закрепиться со временем на бумаге. А образные, яркие, живые слова и выражения – в том числе диалектные – могут исчезнуть за ненадобностью…

К счастью, варианты решения проблемы есть. Сегодня на нашем календаре 2013 год и важное событие – учреждение всероссийской Ассоциации русского языка и литературы (АССУЛ). Проследим, как и чем создание этой организации помогло продвижению грамотности в Рязанской области.

Проблем – на книгу…

Материал «Регулятор» для словесников» стал главным в номере «Рязанских ведомостей» от 19 ноября 2013 года. Наша коллега Татьяна Банникова, глубоко исследовавшая проблемы образования, рассказывала о нововведении в масштабе страны и рассуждала, чем оно может помочь исправить не самую радужную ситуацию с уровнем грамотности. Напомним, идея создания АССУЛ зародилась в сентябре 2013 года, когда Президент РФ Владимир Путин на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» призвал к обретению и укреплению национальной идентичности. Уже в начале ноября премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а 13-14 ноября в столице прошел учредительный съезд АССУЛ. Всероссийская организация связала местные объединения по стране и дала педагогам возможность массово продвигать чтение, просвещать и повышать свой уровень профессионального мастерства.
Отмечая пользу идеи, Татьяна Банникова обращает внимание и на неизбежные сложности: сильные различия в уровне подготовки учеников, отсутствие единой концепции преподавания русского языка и литературы, засилье массовой культуры, засоряющей язык, и не только. «Качество преподавания – главная болевая точка, – с горечью отмечает Татьяна Ивановна. – Говоря о нем, привычно приводят данные международного тестирования PISA, согласно которому, читая и переписывая текст, наши школьники показывают результаты хуже школьников многих стран… Бог с ними, с международными тестами! Разве мы сами не слышим, сколь бессвязным, убогим стал язык многих наших детей, какие чудовищные новообразования появляются теперь в письменных работах. Членам новой Ассоциации предстоит здорово поломать голову над извечно русским вопросом: «Что делать?»

…а решений – на энциклопедию

Чего же добилась Ассоциация за восемь лет работы? В России появились массовые конкурсы и квесты, посвященные творчеству классиков, семинары и круглые столы для педагогов. Доброй традицией стали тематические просветительские встречи, приуроченные к юбилеям русских писателей. Так, в уходящем году Ассоциация присоединилась к празднованиям 200-летия со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского. Среди самых заметных результатов – внедрение тематических диктантов: в Рязанской области таковым стал «Есенинский диктант». Более подробно о текущей ситуации расскажет бессменный председатель регионального отделения АССУЛ, Заслуженный учитель России Галина Карпачева.
– Могу с гордостью сказать, что за эти годы мы побудили огромное количество людей глубже изучать русский язык, – делится Галина Владимировна. – «Есенинский диктант» в этом году уже прошел в шестой раз. Продолжаем участвовать в подготовке «Далевских диктантов». Что касается «Пушкинского диктанта», то нам особо повезло. Изначально у этого события не было столицы, а в 2018 году Рязань это право получила первой – как раз потому, что учителя региона активно участвовали в подготовке методических материалов.
Мы продолжаем дискуссии о проблемах языка и его преподавания с коллегами со всей страны. Рады, что учителя начали проводить больше познавательных мероприятий для детей, стараться делать уроки более интересными. Результаты всеобщей работы налицо. Так, в этом году на «Есенинском диктанте» мы просили написать хокку по мотивам жизни и творчества поэта – и получали ответы такого уровня и глубины, что это просто потрясло! Многие дети и взрослые начинают возвращаться к истокам. Но, как это ни печально, уровень грамотности пока стоит на месте. Слишком велико влияние языка интернета. Поэтому работы впереди много.

Татьяна Кармашова
Фото автора и областного отделения АССУЛ