Заботиться по-хозяйски


22

Почему споры собственников жилья и управляющих компаний на эту тему со временем лишь обостряются

Только за первую неделю ноября жилищная инспекция Рязанской области провела 48 проверок в отношении управляющих компаний и ТСЖ. Кроме того, рассмотрено 100 обращений граждан. Специалистами выявлено 45 нарушений в сфере содержания жилья и предоставления коммунальных услуг. Организациям, допустившим их, выдано 15 предписаний.
Жильцы многоквартирных домов Рязани постоянно жалуются на деятельность, а зачастую и бездействие, управляющих компаний в жилищную инспекцию (начальник Геннадий Шмидт), региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ по Рязанской области (руководитель Ольга Каркина), префектуру, администрацию Рязани, правительство области, приемные политических партий, средства массовой информации. Это эффективная мера, но есть и другие пути решения жилищных проблем.

Без жилищного просвещения не обойтись

Общественный жилищный инспектор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Анатолий Кочура (победитель всероссийского конкурса «Супердомоуправ») считает, что собственники многоквартирных жилых домов пока не проявляют должной активности в том, чтобы побудить свою управляющую компанию действовать в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Не многие знакомы с этим документом, а там подробно расписаны все полномочия как собственников жилья, так и обслуживающих организаций. Особого внимания с обеих сторон заслуживают такие разделы, как «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги», «Управление многоквартирными домами», «Организация и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
– Я об этом подробно рассказываю на занятиях в Школе жилищного просвещения, – говорит Анатолий Кочура. – Занятия проводятся по вторникам с 16 часов в Доме общественных организаций, и любой житель Рязани может их посещать бесплатно. Это один из проектов нашего регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ. Занятия весьма полезные. Там мы, помимо изучения теории, разбираем конкретные практические ситуации, в которые, пытаясь наладить контакты с управляющей компанией, постоянно попадают жители многоквартирных домов. Я, по примеру нашего губернатора Николая Викторовича Любимова и главы администрации Рязани Елены Борисовны Сорокиной, завел в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук» аккаунты для обсуждения возникающих у рязанцев проблем ЖКХ. Мне пишут, я отвечаю. Это дело хорошее, но явно недостаточное для того, чтобы весь город охватить жилищным просвещением. Люди сами должны понять, что хозяева своего дома именно они, а высшим органом является общее собрание собственников, на котором решаются все вопросы по взаимодействию с управляющей компанией. Кстати, жильцы могут выбрать и иной способ управления домом. Их три – непосредственное управление, ТСЖ и управляющая компания.

Общий дом – общая забота

Как показывает практика, самое сложное для жителей – провести общее собрание собственников в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Обеспечить легитимность непросто. Собрать кворум удается нечасто, и причина эта во многом является следствием инертного поведения собственников жилья. Не многих, к сожалению, интересует то, что происходит за пределами их квартиры, а ведь общее имущество жильцов, за содержание которого они платят управляющей компании немалые денежные суммы, – это тоже их собственность. Неубранные подъезды, текущие крыши, затопленные канализацией подвалы, отсутствие освещения перед домом вызывают у людей недовольство, и они жалуются на управляющую компанию в различные инстанции. Иногда после этого даже принимаются какие-то меры по устранению недостатков, но не часто. Более эффективной мерой, по мнению общественных жилищных инспекторов, может стать личная заинтересованность жильцов в том, чтобы самим контролировать выполнение договора с управляющей компанией. Для этого необходимо выбрать из числа наиболее активных собственников совет дома, председатель которого будет взаимодействовать с управляющей компанией.
В Рязани есть положительные примеры. Все, кого интересует этот вопрос, могут приехать на улицу Бронная, дом №7. Там есть совет дома, председатель которого – знакомый уже многим рязанцам Анатолий Сергеевич Кочура. Он так сумел выстроить отношения с ЖЭУ №10, что жильцы пяти-
этажки живут и ни о чем не тужат. Наша газета об этом опыте писала в номерах от 20 июня 2018 года («Кто в доме хозяин») и 7 декабря 2018 года («Дому нужен хозяин»).
Анатолий Кочура выиграл в прошлом году всероссийский конкурс «Супердомоуправ» в номинации «Образцовый совет многоквартирного дома». Победителя выбирало не жюри, а народное голосование, что дает более объективную картину. Кстати, начальник ЖЭУ №10 Мария Павловна Луценко, а это управляющая компания, которая обслуживает дом №7 на улице Бронной, стала победителем в номинации «Образцовая управляющая компания».

Паблики – дело полезное

Создавать паблики в социальных сетях для обсуждения жилищных проблем в последнее время стало не то чтобы модным, а просто необходимым делом. Большинство жителей многоквартирных домов по разным причинам впрямую с управляющими компаниями не взаимодействует. В лучшем случае этим занимается председатель совета дома либо представитель стихийно возникшей инициативной группы жильцов, юридически никак не оформленной. Полной информации о деятельности управляющей компании люди не получают. Есть, конечно, дотошные, сами приходят в управляющую компанию по поводу тех или иных возникающих в содержании жилья проблем, но не всегда делятся полученной информацией с соседями.
Жильцы новостройки на улице Пугачева, 10 создали группу «ВКонтакте», когда строительство их дома велось на уровне котлована. Видеокамеры транслировали ход стройки в режиме «online» прямо в группу. Поначалу обсуждать особо было нечего, а вот когда строительство завершалось, тут многих стали интересовать вопросы качества отделки, функционала помещений и, главное, как выстраивать отношения с управляющей компанией «Горожанин», которую навязал застройщик. Ознакомившись в Интернете с ее деятельностью по содержанию жилья в многоквартирных домах, новоселы не захотели выстраивать с «Горожанином» какие-либо отношения и решили выбрать другую управляющую компанию. На общее собрание собственников дома пришел руководитель «Горожанина» Александр Кулаев. Александр Борисович высказал свою позицию, но она не нашла одобрения у жильцов. Ситуацию они сейчас обсуждают в пабликах. Из числа собственников выделилась инициативная группа, которая, очевидно, и станет советом дома. У жителей многоэтажки на улице Пугачева, 10 все может получиться, потому что они объединились, провели собрание, где четко выразили свою позицию в отношении управляющей компании. Главное, что люди неравнодушные.
За тем, как развивается ситуация в доме №10 по улице Пугачева, наша газета будет следить. Тематический выпуск «Управдом» выходит каждую третью пятницу месяца. Будем рады получить отклики от читателей на сегодняшнюю публикацию. Письма направляйте на электронную почту нашей редакции (rv@rv.ryazan.ru) с пометкой «Управдом».