№17 (6321) от 07 марта 2025

В советском кинематографе немало женских образов. Она и строитель новой жизни, и ярая общественница, и вдумчивый успешный руководитель, и сложная эрудированная натура

О том, как менялся образ «слабой половины человечества» в отечественном кинематографе, в лекционном проекте «Так и быть! Остаюсь» рассказывает Ксения Паначёва.

– Ксения, совсем недавно культурный антрополог Александр Васильевич Соловьёв на лекции в РИАМЗ рассказал нам об образах советского интеллигента в кино. В том числе и о тех, которые сыграл сам Эраст Гарин. И вот теперь – «женские истории». Это связано?

К.П. – Да. На той лекции мы разбирали, как создавались образы интеллигентов-мужчин: какие использовались визуальные приёмы, манера речи, детали костюма. После этой встречи я и подумала: а почему бы не сделать подобный разбор женских образов, особенно к 8 Марта? Ведь в фильмах с Гариным было много интересных женских персонажей. Мне эта идея показалась очень увлекательной, и я буквально на одном дыхании написала лекцию. Она охватывает период с послевоенных лет до перестройки.

– Почему именно этот временной промежуток?

К.П. – Я сознательно выбрала период с конца 40-х до начала 80-х годов. Довоенные фильмы, немое кино и военное время я не затрагивала, так как у них своя специфика. Перестроечные фильмы тоже не вошли в разбор, так как это уже совершенно другой пласт культуры. Выбранный мною период очень богат знаковыми картинами, которые знакомы каждому. В лекции я рассмотрела женские образы в знаковых фильмах, включая «Весну» (12+), «Карнавальную ночь» (0+), «Бриллиантовую руку» (18+), «Иван Васильевич меняет профессию» (6+), «Москва слезам не верит» (12+) и «Самую обаятельную и привлекательную» (18+).

– Какие ключевые образы и актрисы будут представлены на лекции?

К.П. – Например, Вера Шатрова в фильме «Весна». Ее сыграла Любовь Орлова – актриса, стиль которой сформировал её муж Григорий Александров, ориентируясь на голливудский кинематограф. В «Карнавальной ночи» Леночка Крылова, которую играет Людмила Гурченко, сменяет наряды в духе модного в 50-е годы стиля New Look. Конечно, в Советском Союзе такого термина не было, но все мы понимаем, о чём речь: это тонкая талия, это пышные юбки, это та форма платья, которая была введена в моду Кристианом Диором в конце 40-х, в начале 50-х годов. В 60-х годах появляются более смелые женские образы, как в «Бриллиантовой руке», где Анна Сергеевна становится эталоном элегантной соблазнительности.

Интересные примеры из 70-х – это, конечно, Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа» (6+). Мы разберем её преображение: от строгого коричневого костюма, который, кстати, соответствовал моде того времени, до ярких нарядов в финале фильма. В «Москва слезам не верит» Катя Тихомирова носит костюмы в стиле сафари и твидовые ансамбли, напоминающие стиль Шанель.

А в уже перестроечном, но еще по-старому светлом и добром фильме «Самая обаятельная и привлекательная» Надя Клюева облачается в джинсы и даже носит платье от Пьера Кардена. Карден, кстати, приезжал в Советский Союз. Он был дружен со Славой Зайцевым – дизайнером, который «одел» в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» жену профессора Тимофеева Зиночку. А еще молодой Зайцев руководил в те годы Домом моделей, про который мы тоже обязательно поговорим, ведь этот самый Дом моделей упоминается в фильме «Весна». Вот такие взаимосвязи.

– То есть во время лекции мы проведем анализ модных тенденций каждого из десятилетий?

К.П. – Обязательно. Ведь мода всегда была связана с историей. Например, в конце 40-х годов женская одежда напоминала военную форму: строгие костюмы, пиджаки с широкими плечами. Потом пришёл стиль New Look, который символизировал возвращение к женственности. В 60-е годы, с их поиском новых форм, появляются платья геометрического кроя, а в 70-е женщины окончательно утверждаются в деловом мире, и стиль это отражает – появляются брючные костюмы, твид, лаконичные фасоны. Так что мы обязательно поговорим и о моде – как о некоем индикаторе того времени.

– Ксения, как ты собирала материал для лекции?

К.П. – Я пересматривала фильмы, изучала журналы мод того времени, смотрела, какие фасоны были в тренде. Например, в «Самой обаятельной и привлекательной» главной героине предлагают купить кепи а-ля Олег Попов, которое в СССР было модным, хотя сейчас такая модель может казаться странной. Интересно, что, например, в фильме «Весна» на туалетном столике Любови Орловой стоит косметика Max Factor, привезённая ею из-за границы. Даже такие детали помогают понять эпоху.

– Чего ждешь от этой лекции?

К.П. – Я хочу, чтобы зрители увидели фильмы по-новому. Мы часто смотрим старое кино, но не обращаем внимания на детали – костюмы, причёски, манеру говорить. А ведь они несут огромный культурный пласт. Мода, кино, политика – всё взаимосвязано, и я хочу это показать. Надеюсь, что лекция заинтересует зрителей и подарит им новое восприятие любимых фильмов.

С ноября прошлого года в стенах гостеприимного РИАМЗ проходит мультимедийная выставка «Так и быть! Остаюсь» (0+), посвящённая жизни и творчеству актёра Эраста Гарина. Ее автор Ксения Паначёва делает ставку не только на экспонаты, среди которых письма, фотографии и книги известного земляка, и на интерактивные мультимедийные локации, но и на лекционные встречи. О самом Гарине, артистах, с которыми он работал, театрах, включая Рязанский ТЮЗ, а также об истории кино. Лекции проходят бесплатно.

Речь на первой весенней встрече, посвященной 8 Марта, конечно же, пойдет об образе женщины в советском кинематографе. Ознакомиться с полным графиком проведения лекций можно на странице сообщества: vk.com/erastgarin

Екатерина Детушева

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое