№38 (6242) от 24 мая 2024
Как в кино» – привыкли мы говорить о людях, чья жизнь богата на невероятные события. Однако заурядная работа и размеренные будни тоже могут быть предметом художественного высказывания. Следующие четыре картины как раз об этом. А ещё – о смысле и ценности жизни, каждая секунда которой заслуживает того, чтобы мы её полюбили.
«Идеальные дни» (2023, 18+)
Этот фильм номинировался на «Оскар», отмечен наградами Каннского кинофестиваля и Азиатской киноакадемии. А повествует он… об уборщике общественных туалетов. Надо сказать, что не абы каких – их дизайнеры заслужили упоминания в титрах. Но главный герой живёт будто не в современном технологичном Токио, а в милом прошлом: слушает музыку из семидесятых на кассетах, читает бумажные книги, пользуется кнопочным телефоном, фотографирует на «Олимпус»… К своей не особо престижной работе Хираяма относится по-восточному философски и, кажется, совсем не замечает презрения окружающих. Даже не огорчается, что мама потерявшегося малыша, которому он помог, бросается протирать ребенка антисептиком, не произнеся ни слова благодарности. Не даёт юному коллеге сесть себе на шею, но мягок до последнего. Жизнь японца полна тихих радостей: вечер в любимом ресторанчике, проявление плёнки в фотосалоне, созерцание. Внезапный приезд племянницы показывает, сколько невысказанной боли скрывается за этой упорядоченностью. Так какова же цена «идеальных дней»? Такая жизнь – это бегство от ответственности или признак силы духа? Какой показал Японию немецкий режиссер Вим Вендерс?
Сценарий фильма был написан за три дня, а съёмки шли чуть больше двух недель. Медленный и немногословный, он запал мне в душу и, собственно, сподвиг на составление данной подборки.
«Сказки Гофмана» (2022, 18+)
Тина Баркалая рассказывает не очень веселую, но философскую историю. Эпоху мы угадываем по первым кадрам – начало 2000-х. Неприметная Надежда Страхова, чтобы содержать мужа-тунеядца, трудится на двух работах: утром выдает книги в библиотеке, а вечером – номерки в театральном гардеробе. Библиотека – любимое место Надежды, её сказочный мир. Вот только начальство вечно недовольно, да книжку Гофмана нерадивый читатель давно не возвращает. Внезапно перед девушкой открывается новый мир, который поначалу кажется сказочным: её зовут сниматься в кино. Точнее, в рекламу, но и тут есть чем очароваться. Например, режиссер Гарик. Надежда совсем не переживает, что зритель не увидит её лица, ведь она дублёрша, в кадре – лишь её изящные руки.
Талант, который в ней разглядели, Надя не считает своей заслугой, но красивые руки требуют красивой жизни. У Страховой появляется помощница по хозяйству и красивые баночки с кремом. Так и катилась бы жизнь по накатанной, пока муж нянчит тамагочи, но за кулисами снова посмеивается великий и мрачноватый писатель. Его героям знакома двойственность всех явлений, вот и Наде предстоит разочароваться и обрести новую надежду. Увидеть мир таким, каков он есть. Что ж, в погоне за самореализацией можно оступиться в любой момент, но чудеса все равно случаются.
«Патерсон» (2016, 18+)
Ещё одно неспешное кино. Главный герой фильма Джима Джармуша водит автобус и пишет стихи. Играет его, кстати, Адам Драйвер, чья фамилия переводится как «водитель». Мы увидим семь дней из жизни Патерсона. И город, где он живет, родина поэтов Аллена Гинзберга и Уильяма Карлоса Уильямса, тоже называется Патерсон. Его жену зовут Лора – Лаура, как музу еще одного поэта.
Патерсон не мечтает о славе и публикациях, но жизнь готовит для него сюрпризы. Хотя красота и неповторимость (даже если кажется, что дни похожи друг на друга) самых обычных моментов для настоящего поэта важнее всех взлётов и падений.
Если однажды блокнот с вашими шедеврами съест собака, посмотрите этот фильм, чтобы найти силы улыбнуться и жить дальше. Если же вдохновение вас давно покинуло, всё равно посмотрите, чтобы убедиться, что место поэзии и любому другому творчеству есть даже в жизни, подчинённой строгому графику.
«Энканто» (2021, 6+)
И мультфильм напоследок! Ведь тема заслуживает обсуждения и во время семейного кинопросмотра, к тому же здесь речь пойдет о конфликте поколений и способах его преодоления. Итак, где-то в горах Колумбии, в уголке под названием Энканто, живёт удивительная семья Мадригаль, в которой каждый обладает волшебным талантом. Тут и чудо-богатырша, и цветочная фея, кто-то умеет управлять погодой, а другой – общаться с животными. Только Мирабель никакого дара не досталось. Но, возможно, когда сказочный мир затрещит по швам, именно она сможет спасти своих родных.
Мирабель – первая из «диснеевских» героинь, носящая очки. Она поначалу тяготится своей обычностью, но не завидует своим родственникам, старается видеть во всём хорошее. Этим и подкупает.
Фильмы про «обычных» людей смотрела Мария Скуба















Купить электронную копию газеты