№67 (5972) от 3 сентября 2021

В Рязани готовят высококлассных автомобильных инженеров для всех отраслей экономики


Современный мир усложняется постоянно, и дело не только в компьютерной технике, миниатюрных чипах и спутниковых технологиях. Становятся все совершеннее простые автомобили. С одной стороны, их ход мягче, поломки реже, двигатели экономичнее. С другой – если уж и приходится их чинить, то тут гаражным мастерам с кувалдой и ключом, а также подручными «мантрами» делать вовсе нечего. Требуется высококлассный инженер-механик. Он должен знать все о самых современных решениях, уметь быстро проводить диагностику и лечение железного коня. Если речь идет о грузовом транспорте, который нужно привести в порядок по заказу фирмы, то буквально каждая минута простоя приводит к убыткам, а этапы ремонта расписаны в подробном графике. Тут требуется хорошая профессиональная подготовка.


О том, как учат будущих знатоков высоких автомобильных технологий, мы говорим с кандидатом технических наук, и.о. заведующего кафедрой «Автомобили и транспортно-технологические средства» Ильей Кирюшиным .

Р.В. – Илья Николаевич, расскажите, насколько актуальны для современного рынка труда те направления подготовки, которые у вас существуют. Не грозит ли этим профессиям исчезновение в связи с появлением новых технологий: электромобилей, автопилота и спутниковой навигации высокой точности?

И.К. – Без автомобилей невозможно сейчас представить ни одной сферы деятельности человека. Автомобилей становится все больше, их конструкция усложняется. Внедрение цифровых технологий все равно не отменяет профессий, по которой мы ведем подготовку, а наоборот, повышает значимость специалистов и уровень требований к ним.
Мы также готовим инженеров по специальности «Наземные транспортно-технологические средства». Эта профессия неотъемлемо связана со всеми сферами промышленности: горным делом, машиностроением, строительством. Мы готовим кадры даже для сферы ЖКХ – специалистов лифтового хозяйства и эксплуатации коммунальных машин. Все эти специальности входят в топ-50 профессий, которые являются наиболее востребованными на рынке труда и на которые выделяется немало бюджетных мест.

Р.В. – Каковы основные принципы подготовки будущих «технарей», какое место во всем этом занимает практика?

И.К. – У нас практикоориентированное обучение. А это значит, что все наши выпускники сразу же после получения диплома готовы приступать к работе без дополнительного обучения у работодателя. Студенты постоянно проходят производственную практику, и к моменту получения диплома уже являются опытными специалистами. У нас есть большое количество баз практической подготовки, которые расположены на крупных предприятиях. Это и МУП г. Рязани «Управление рязанского троллейбуса», и АО «Рязаньавтодор», и ООО «Чехия-Авто», и ООО «Трак-Сервис», и другие организации.

Р.В. – В каких направлениях развиваются технологии, которые вы применяете в обучении на вашей кафедре?

И.К. – Пандемия заставила все вузы, и наш в том числе, внедрять цифровые технологии обучения. Дистанционно проводятся занятия с заочниками или маломобильными студентами. Много материала выкладывается в цифровом виде на портал. Помимо этого, мы продолжаем активно оснащать технологическим оборудованием свою собственную материально-техническую базу, на которой студенты могут получать практические навыки после теоретических занятий и закреплять пройденный материал. С этим нам также помогают предприятия-партнеры.
Но это не предел. В планах – развитие кафедры посредством освоения технологий интеллектуальных транспортных систем, автоматизированных средств управления автомобилями и других технологий, которые очень скоро станут применяться повсеместно.

Р.В. – При всей пользе практики и ориентации на работу, есть ли у студентов возможность заниматься наукой и становиться создателями нового поколения технологий?

И.К. – На каждом потоке обычно есть несколько выделяющихся своими способностями студентов, которые готовы предлагать свежие, оригинальные идеи, вносить ощутимый вклад в прикладную науку. Таких сразу же выявляем и привлекаем в наши научные кружки, они входят в группы разработчиков, занимаются там научной и аналитической работой первичного этапа. В качестве примера приведу созданную в прошлом году с группой таких талантливых ребят мобильную установку для заливки льда на уличных хоккейных коробках. Этот проект участвовал в конкурсе «Молодой предприниматель России», где вошел в двадцатку лучших. Сейчас со студентами 1-го, 2-го и 3-го курсов занимаемся конструированием автомобилей типа «багги». Молодежь настолько увлечена и генерирует столько идей, что я стараюсь даже им не мешать.

Р.В. – А чем занимаются «старшие» ученые вуза, те, у кого уже есть научные степени?

И.К. – Основные научные исследования профессорско-преподавательского состава кафедры связаны с системами автоматизации транспорта на основе «искусственного интеллекта». Также мы конструируем автомобили, моделируем их внешний вид. Отдельным прикладным научным направлением на кафедре проходит конструирование механизмов с разным количеством степеней свободы.