Из сегодня – в завтра

Как сохранить традиции и не отстать от времени? Об этом говорили, спорили и этому учились на сочинском форуме современной журналистики «Вся Россия-2018».


По итогам профессионального творческого конкурса «Вся Россия-2018» «РВ» стали призером в номинации «Дизайн» среди областных, краевых и республиканских газет (те, кто приложил к этому руку и знания, – на фото). 


Пять дней, плотно заполненных семинарами, тренингами, встречами – за «круглыми столами» и на презентационных площадках. За окнами отеля плещется манящее к себе море. Погода – сказочная: за все дни ни тучки на небе, на термометре – плюс 25 и выше. А в аудиториях нет свободных мест.

Знать, чтобы действовать

Мне довелось бывать на более чем десяти фестивалях прессы, проводимых Союзом журналистов России. Как правило, они проходили в Сочи, и, как правило, нашего брата-журналиста можно было гораздо чаще встретить на море, чем в аудиториях, где шли разговоры о профессии. Нынешний форум, похоже, поставил рекорды посещаемости всего того, что было в его обширной – в 100 пунктов – программе.
Более 1400 участников приехали сюда практически со всех регионов страны. Как всегда, солидные делегации представили Челябинск, Красноярск, Краснодар, Ростов, Екатеринбург, Тыва, Липецк, Московская область, Якутия… У кого-то представительство скромнее. Кто-то просто самостоятельно снял жилье и оформил аккредитацию, чтобы, несмотря на трудности с финансами, все же принять участие в общем разговоре о профессии. И такой интерес не случаен: фестиваль, проводимый Союзом журналистов России, с нынешнего года вырос в инфорум – то есть инновационный форум, где профессионалы берут уроки у профессионалов.
Как работать с текстом для онлайн? Что нужно, чтобы отличаться от десятков конкурентов? Какой должна быть цифровая стратегия печатной прессы? Как омолодить аудиторию? Как выстроить эффективную бизнес-модель современной газеты и как выжить региональному телеканалу? Каков он: мультимедийный формат современного СМИ?
Тренинги, лекции, «разбор полетов», дискуссии. Напряженная программа диктовала форматы времени и тональность разговора: больше по делу, меньше эмоций.
Основные выводы из того, что прозвучало на форуме: сегодня, как никогда, журналисту, в каком бы СМИ он ни работал, нужны хорошие профессиональные знания, учитывающие фактор времени. Такова установка, заданная председателем СЖР Владимиром Соловьевым.
Но инфорум не замыкается только на традиционном «сочинском» формате. Уже более двадцати инфорумов прошли в самых разных регионах страны в этом году, собирая представителей средств массовой информации на экспресс-уроки и обсуждение самых насущных проблем. Так Союз журналистов России реализует одну из главных своих функций – образовательную. Стремительное развитие новых технологий не позволяет оставаться в рамках привычного, отработанного годами процесса. Важно знать и уметь, чтобы действовать в соответствии с требованиями времени и интересами читателя, слушателя, зрителя. Программа инфорумов расписана на первое полугодие уже будущего года. Надеемся, что и Рязань будет в числе принимающих регионов.

Газета или интернет?

Всякий раз, когда возникают споры: быть или не быть печатной прессе, вспоминается фильм «Москва слезам не верит».
Там самоуверенный герой утверждает: не ­будет ничего – ни книг, ни театров… Будет только телевидение. Прошли десятилетия. Театры полны зрителей. Библиотеки – читателей. Продажи книг растут, и от электронных читатель возвращается к настоящим томам. А Интернет хоть и пытается теснить телевидение и газеты, но они успешно осваивают и его просторы. Так что все формы массовых коммуникаций достаточно мирно сосуществуют, имея свою аудиторию. У кого-то она больше, у кого-то меньше. Да, у каждой «ветви» СМИ – свои сложности. Но, как говорится, у кого чего болит. А потому – о делах газетных.
Жизнь печатного издания зависит от многих слагаемых. От цены на бумагу, которая поднимается год от года. От состояния полиграфических предприятий, где десятилетиями не обновляется оборудование.
От доставки газет и журналов потребителю, которая, мягко говоря, оставляет желать лучшего. От развития розничной сети, которая скукоживается. Влиять на все это каждому отдельно взятому изданию – все равно что бороться с ветряными мельницами. Но в последнее время предпринимаются совместные усилия и профильного комитета Госдумы, и отраслевых объединений, и Общественной палаты РФ, и Союза журналистов России, чтобы сохранить культуру чтения, сохранить печатную прессу.
Принято соответствующее постановление правительства. Есть программы – и федеральная, и региональные (правда, не везде). И есть примеры того, как ведущие западные издания с весьма весомыми, в сотни тысяч, тиражами попытались несколько лет назад полностью уйти в Интернет, а сегодня вновь вернулись к своему читателю в печатном виде. Потому что напечатанное слово весомо, зримо и передается от поколения поколению. И новости из смартфона при всем своем обилии не заменят газеты, у которой всегда будет свой читатель. Какой? Вдумчивый, умеющий размышлять, а не только проглатывать информацию.
Архаичность многим печатным изданиям сегодня вовсе не свойственна. На форуме можно было познакомиться с опытом работы лучших газет России. В основном – это городские, муниципальные издания с хорошими тиражами, с интересными спецпроектами, современным дизайном. Они прекрасно освоили все формы мультимедийности и составляют достойную конкуренцию всем остальным СМИ. Когда этот путь пройден, газета не потеряет своего читателя, потому что она для него – своя, родная. Региональным изданиям в ближайшее время предрекают превращение в еженедельники. Многие это уже сделали. Большинство от ежедневного выхода перешли к двухразовому. «Рязанские ведомости» со следующего года также будут приходить к читателю два раза в неделю – по средам и пятницам (надеемся, без задержки). Вернемся ли затем к прежней периодичности или станем еженедельником – покажет время и подскажете вы, наши читатели. Главное, чтобы газета оставалась для вас нужной и интересной. Над чем и будем работать.

Галина Зайцева (текст)