№91 (6096) от 2 декабря 2022

Правда ли, что за оставленные в гардеробе или камере хранения вещи никто не отвечает?

Приходя в ресторан или театр в холодное время года, мы чаще всего сдаем верхнюю одежду и крупные сумки в гардероб. Некоторые магазины по-прежнему просят оставлять пакеты и шоперы в специальных шкафчиках на входе. И во всех ситуациях нас предупреждают, что «администрация не несет ответственности за оставленные вещи». Предполагается, что за ценностями посетители должны присматривать сами. Насколько справедливы такие «предупреждения»? Кто и за что на самом деле несет ответственность?
Как отмечают эксперты «Роскачества», предложение оставить свои вещи – не одолжение со стороны администрации, а, с точки зрения закона, публичная оферта п. 2 ст. 924 и п. 1 ст. 891 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если в заведении или магазине организовано отдельное помещение для хранения вещей и посетитель сдает туда одежду, сумки, рюкзаки и так далее, договор о хранении между администрацией и посетителем считается заключенным. Выдаваемый номерок или ключ с номером в данном случае приравнивается к квитанции, чеку, расписке – любому документу, который подтверждает заключение договора (ст. 887 ГК РФ).
Администрация берет на себя обязательство хранить вещи на протяжении всего действия договора и должна предпринимать действия для того, чтобы оберегать их от порчи, кражи, потери. Даже если хранение безвозмездное, администрация несет ответственность, если с вещами что-то случится. В случае кражи или потери вещи – возмещается ее стоимость. В случае порчи вещи – возмещается сумма, которая компенсирует снижение стоимости вещи или ее ремонт.
Обратите внимание на то, что этот договор хранения действует только до тех пор, пока вы не покинете заведение, в котором сдавали вещь на хранение. Если вы ушли и забыли свои вещи (или по какой-то еще причине не забрали), ответственность администрации снижается: теперь владельцы заведения отвечают только за вред, причиненный с умыслом или в результате грубой неосторожности (п. 2 ст. 901 ГК РФ). Во всех остальных случаях ответственность лежит на владельце.
Если вы сдали вещи на хранение, а потом обнаружили, что их потеряли или допустили, что они испортились, первым делом необходимо написать претензию в адрес руководства заведения. Хорошо, если у вас сохранились чеки, квитанции на ее покупку, в таком случае будет легко оценить ее стоимость. Претензию подготовьте в двух экземплярах. Один останется у вас, на нем должны проставить дату и подпись ответственного лица, еще лучше – печать (при наличии). Ответить вам должны в течение 10 дней. Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в суд и через него требовать компенсацию.

Александр Джафаров


Самое читаемое