№70 (6274) от 13 сентября 2024
В городе Кинешма Ивановской области состоялся VI Международный фестиваль камерных театральных форм «Островский-ФЕСТ»
В программу вошло рекордное число постановок – 22 спектакля в исполнении творческих коллективов из разных городов России, а также Армении, Казахстана, Ирана и Франции. Рязанский край на этом масштабном форуме был представлен молодежным театром «Предел» из Скопина. Новая работа скопинцев – моноспектакль Елены Талалаевой «Живые мощи» в постановке Владимира Деля – победила в двух номинациях: «Лучший режиссер» и «Лучший моноспектакль».
Театральная Мекка
Кинешма – старинный русский город на Волге. Красавица-река достигает в этом месте ширины до полутора километров, и, выходя на просторный Волжский бульвар, невольно ахаешь! Неспешное течение величественных вод, плавные линии берегов, белокрылые чайки, свободно парящие над своими владениями… Всё это наполняет спокойствием и умиротворением.
Современная Кинешма в последние годы активно развивается и обновляется. Но приятно, что при всех переменах сохраняет обаяние купеческого города, так любовно воспетого Борисом Кустодиевым в полотнах «Ярмарка в Кинешме» и «Купчихи в Кинешме». Нарядные деревянные домики, каменные особняки, скромные церквушки и царственные соборы – маршруты располагают к неспешным прогулкам. Утомившись от крутых улочек, стоит перевести дух в прохладных музейных залах. Оценить коллекцию живописи Кинешемского художественно-исторического музея или удивиться валенкам-рекордсменам в частном музее семьи Соколовых. Ну а после самое время подумать и об иной пище. Знаменитый кинешемский фритюрный пирог – аппетитное дополнение волжских вкусовых ощущений!
Однако при всем богатстве нарисованной картины в ней пока не хватает самой яркой краски. Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского – именно здесь пульсирует творческая энергия этого города. Театр стоит прямо на берегу Волги и, проплывая мимо на теплоходе, можно видеть, как он постепенно вырастает, вырисовывается на горизонте. Огромный как айсберг, вполне соответствуя масштабу личности человека, имя которого носит.
«Что за реки, что за горы, что за леса!..» – восхищался Александр Николаевич местными просторами и сравнивал их «с лучшими местами Швейцарии и Италии». На другом берегу реки расположено Щелыково – усадьба великого драматурга, ставшая его привязанностью на всю жизнь. Любил бывать писатель и в самом уездном центре, посещать ярмарки, наносить визиты знакомым и друзьям. Факты из кинешемской действительности позже находили отражение в его пьесах.
Хранители городских легенд с удовольствием покажут дом, где жила купчиха, ставшая прототипом Кабанихи. Есть своя история и про ворота этого дома, из которых несчастная Катерина выбежала в свой последний «полет» над Волгой. Во время первого приезда на «Островский-ФЕСТ» режиссер Владимир Дель устраивал для участников форума перформансы: вместе с артистами «Предела» они пытались реконструировать последние моменты жизни Катерины и засечь, сколько секунд длился ее трагический бег. Итог – 23 секунды!
Кинешма, Щелыково – для театральных людей это настоящая Мекка. Неудивительно, что стартовавший в 2019 году Международный фестиваль камерных театральных форм сразу завоевал популярность и у профессионалов, и у зрителей.
– «Островский-ФЕСТ» является культурным брендом Кинешмы, – отмечает театральный критик Нияз Игламов, председатель жюри нынешнего фестиваля. – Его знают не только далеко за пределами города, но и в других странах. Несмотря на все сложности, он продолжает оставаться международным и привлекает коллективы из других стран. Фестиваль объединяет людей, которые не просто служат театру, но не видят смысла жизни без него.
Залог такого успеха – это, прежде всего, слаженная и четкая работа всей команды фестиваля, которую возглавляет директор Кинешемского драматического театра Наталья Суркова, главный организатор и вдохновитель этого масштабного проекта.
История о русском характере
Программу «Островский-ФЕСТ» 2024 года критики охарактеризовали как «густонаселенная». За шесть дней было представлено 22 постановки. Не все они выносились на конкурс, часть являлась подарками от друзей фестиваля, признанных мастеров сцены. И этим именам и названиям позавидуют даже столичные афиши: легендарный спектакль «Скрипка Ротшильда» Московского театра юного зрителя, где в главной роли блистает народный артист Валерий Баринов, музыкальная постановка «Будь здоров, школяр!» Театра «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского и др.
Насыщенная конкурсная программа очень точно описывается термином «мозаика», который применила на подведении итогов театровед Екатерина Морозова:
– Для меня «Островский-ФЕСТ» – это стилистическая мозаика разных жанров, форм, сюжетов, разного качества режиссуры. И в этой мерцающей картине для меня важно, что каждый коллектив был честен и стремился, чтобы его услышали.
Причем, как показала реакция благодарной кинешемской публики, для этого диалога был не так уж важен язык, звучащий со сцены. Театр Oynar из города Тебриз (Иран) в спектакле «Together/Вместе» обошелся лишь несколькими фразами на английском. Впрочем, смысл был ясен и без них. Достаточно было одного красноречивого взгляда иранской актрисы: молчаливо и серьезно она провожала глазами птицу, свободно преодолевающую границу, закрытую для людей. Не для этой ли сцены Островский написал свои известные слова: «Отчего люди не летают как птицы?»
Спектакли о потерях и обретениях, любви и страданиях. Спектакли на разных языках. Спектакли на самых неожиданных площадках: на большой и малых сценах, в фойе, на площади перед театром и даже в баре. Заявить о себе в таком ярком калейдоскопе и взять главные премии – это настоящее испытание. И его с честью выдержал Скопинский молодежный театр «Предел».
«Живые мощи» – премьерный спектакль коллектива – поставлен по одноименному рассказу И.С. Тургенева. Главная героиня Лукерья – некогда красивая, полная энергии девушка, уже много лет лежит парализованная, мучимая страшной болезнью. Но не ропщет, не проклинает, а радуется каждому мгновению жизни, совершая высокий подвиг преодоления.
– Меньше всего я предполагал, что из такой по определению статичной истории, может получиться настолько увлекательный, эмоциональный спектакль, – отмечает театральный критик Александр Вислов. – Это не просто рассказ о жизни бедной Лукерьи, это концептуальное высказывание: о России, о русском характере, русском человеке, его долготерпении, отношении к религии, страхах и надеждах. Как вы прозрели такую мощь – это удивительно!
В постановке занята ведущая актриса театра «Предел» Елена Талалаева. Глубокое погружение в роль, органичное существование на сцене и мощнейшая энергетика – в этих высоких оценках работы Елены критики были единодушны.
– Представленное «Пределом» действо – это целостное художественное произведение, что в профессиональном определении и является спектаклем, – говорит театральный критик, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Терещенко. – Ничего лишнего, всё обыграно, масса смыслов, которые включаются богатым ассоциативным рядом. Спектакль стилистически чистый, светлый, окрыленный любовью к профессии, материалу. Самое главное для меня – это актерское существование, которое было неторопливо, органично. Я абсолютно поверил вашей героине и ей сопереживал. «Живые мощи» – название страшное. Но Елена попыталась «промолоть», прожить эту историю. Хочется отметить еще один важный момент. Лично я всегда воспринимаю любой театр как часть той родины, с которой он приезжает. Вы настолько талантливы и верны делу в вашем родном городе, в Скопине – это дорогого стоит.
Хочется продолжить слова Вячеслава Владленовича и сказать, что любой спектакль также особенно звучит в зависимости от места, где играется. «Предел» приезжает в Кинешму уже в третий раз, в городе у театра даже появились поклонники, встречающие скопинцев цветами и подарками. Неоднократно выступал коллектив и в Щелыково. А лично для Елены Талалаевой местом притяжения является Ярилина долина – поляна в глухих берендеевых лесах, где, по преданию, растаяла Снегурочка, превратившись в сверкающий источник. Вода в нем никогда не замерзает, и можно видеть, как на дне бьется сердце ледяной красавицы.
Именно роль Снегурочки в одноименной пьесе Островского была первой, которую исполнила Елена, придя в театр «Предел» в 1996 году. И, кстати, со спектаклем «Снегурочка» Кинешемский драматический театр победил в 2019 году на рязанском фестивале «Свидания на Театральной»…
Скопин, Рязань, Кинешма, Щелыково, Островский, Тургенев – вот так всё сплетается в единое творческое пространство, в центре которого отсчитывает ритм сердце живого театрального искусства.
Вера Павлушина
Кинешма – Рязань













Купить электронную копию газеты