№64 (6368) от 29 августа 2025

На широкий экран вышла музыкальная комедия о приключениях в горах

Многие знакомые в этом году для отдыха выбрали Дагестан – и морские курорты, и горы. А я пока отправилась в кино – на премьеру снятого в прекрасной кавказской республике фильма «Атель-Матель» (16+) кинокомпании «Темп».

Режиссёр Игорь Багатурия, по его словам, вдохновлялся фильмами Леонида Гайдая, Георгия Данелии и других великих кинематографистов, создавал «уютный, дружелюбный, немного сказочный Кавказ, полный ярких сочных красок и населенный забавными, эксцентричными персонажами, узнаваемыми, и в то же время парадоксальными». Такая реплика режиссёра объясняет киноцитаты – впрочем, их немного и они уместны. А сравнивать этот фильм с великими не будем.

Сюжет незатейлив, впрочем, в музыкальной комедии он не играет важной роли. Это современная добрая сказка с историей любви и с хорошими комическими эпизодами. Юмор разный: где-то примитивный, где-то подразумевает культурный багаж. Что неудивительно: над лентой трудилась целая команда сценаристов.

***

Московский мошенник Саша Родионов, обналичивающий большие суммы денег, не смог выполнить обещание, данное опасному заказчику. Сообщник из МВД отправляет его в Дагестан по программе защиты свидетелей. Родионов же говорит семье, привыкшей к роскоши, что они летят в отпуск. Перед этим Саша сильно провинился перед дочкой-школьницей, та перестала разговаривать и общается с помощью графического планшета. Доволен только сын: он, наоборот, провинился перед отцом, и это надо скрыть.

В аэропорту Махачкалы, несмотря на программу защиты свидетелей, их встречают торжественно, в национальных костюмах и с музыкой. Ведь четверо полицейских во главе с начальником отдела вне дежурств – настоящий ансамбль. На старой таратайке они привозят «туристов» в «крутой» горный отель, но вскоре Родионов умудряется ненамеренно расстроить хозяина. Семью отправляют в отдаленный… сарай. Оставшийся без денег Саша сходу придумывает версию для жены – экс-звезды, светской дамы, будто купил сооружение ей в подарок, чтобы она открыла свой бизнес – эко-отель. Старик – владелец сарая соглашается подыграть несчастному и помогает во всём.

Супруга в ужасе, но ей удаётся привлечь звезд: в «крутой» отель на юбилей хозяина приехали выступить Стас Костюшкин и его жена Юлия (экс-солист «Чая вдвоем» и телеведущая играют сами себя – камео). За ночь Родионовы преображают сарай, причем шеф местной полиции выручает Сашу… вещдоками. Семейство придумывает развлечения, иногда экстремальные – из-за отсутствия опыта. Возникают смешные неологизмы из русских, тюркских и английских слов. Так сочиняется «бьюти-кебаб», а «бёрдвочинг» (наблюдение за птицами) из-за отсутствия пернатых превращается в «бёрдхиринг» («слушание» птиц, в роли которых… не буду рассказывать).

Попутно супруга пытается сделать из местных хозяек свободных женщин Востока – с помощью медитаций и «установок», а сын влюбляется в дочку богатого конкурента… При такой активности и туристах план «затаиться в горах» проваливается с треском.

Долго я пыталась понять: почему категория фильма 16+? Да, в одной шутке был намёк на вульгарное, но цензурное слово, мельком был показан хлыст в дамском чемодане. И в начале фильма «нехороший человек» велел пойманного должника обмазать медом и отправить к пчёлам в улей – без сцены самой расправы… Ни интимных сцен, ни насилия. На мой взгляд, классическое семейное кино, где дети и взрослые учатся вместе решать проблемы, а главный герой к финалу готов искупить грехи перед родными, победить свою трусость.

***

Честно говоря, выбрать «Атель-Матель» в отнюдь не вдохновляющей летней киноафише побудило имя исполнителя главной роли. Сашу Родионова играет известный артист Ян Цапник, комедийный талант которого не подлежит сомнению. Но в фильме много и других хороших актёрских работ. В роли супруги Родинова – Анастасия Панина («Физрук», «Психологини»). Колоритных комедийных персонажей сыграли актёры, прошедшие школу КВН и телешоу. Юсуп Омаров («Убежать, догнать, влюбиться», «Кухня») блеснул в роли артистичного начальника отдела полиции, а Аслан Бижоев («Кухня», «Исправление и наказание») сыграл незаменимого сотрудника отеля, «глаза и уши» его хозяина. В эпизодической роли одного из полицейских – артистов ансамбля снялся экс-кавээнщик Торнике Квитатиани («Добро пожаловать в семью», «Игры»). Мудрого старика, владельца сарая, похожего на Старика Хоттабыча, сыграл Залим Мирзоев («Золотое дно», «Екатерина. Фавориты»), хлебосольную супругу шефа полиции – Анжелика Каширина («Мамочки», «Гранд»). В роли эмоционального, но отходчивого хозяина отеля – Сергей Погосян («Солдаты», «Шифр»), а его своевольной дочки, любительницы экстрима – дочь Яна Цапника Елизавета. Удалось комедийное камео и чете Костюшкиных. Младших Родионовых сыграли 12-летняя Вера Островская («Юность», «Тётя Марта) и выпускник ГИТИСа Кирилл Митрофанов («Сто лет тому вперед», «Пингвины моей мамы»).

Но самая неожиданная роль – у одного горного орла. Как зовут его (и есть ли имя) – увы, не знаю. Но роль для сюжета важная и даже со словами.

***

Кому не надо идти на «Атель-Матель»? Тем, кто не любит «попсу» и музыкальный винегрет. Тут звучат и кавказские мотивы, и песни самых разных лет – от Агутина до Полада Бюль-Бюль Оглы, в том числе мелодии из советских киношлягеров. А также тем, кто не любит мюзиклы, где герои ни с того ни с сего начинают петь и плясать в самые неожиданные моменты. Иногда в сопровождении хореографического ансамбля. Не путать с фильмами, где лирические песни героев органично вплетены в ткань повествования – «Соломенная шляпка», «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Обыкновенное чудо». Но! Все музыкальные номера тут достаточно короткие и сделаны очень хорошо – как с точки зрения звукозаписи, так и хореографии.

И куда же без фантастических пейзажей Дагестана, красивейших панорам, которые лучше увидеть на большом экране – и, возможно, вдохновиться на новое путешествие.

Елена Ступина

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое