№18 (6222) от 08 марта 2024
8 Марта – праздник, который неуловимо меняется вместе с каждым поколением женщин. Ушли в прошлое пожелания оставаться «украшением коллектива», как, впрочем, и стереотипы о домохозяйках. Наша современница, выбирая свой путь, уже не мыслит категориями «синий чулок» или «хранительница очага». Ей подвластно всё – так хочется сказать в праздничный день, хотя до абсолютной истины эти слова не дотягивают. Так или иначе, цветы и комплименты сегодня получают и многодетные матери, и работницы месяца, и суровые начальницы. А налюбовавшись букетами, можно посмотреть что-нибудь о своих единомышленницах. Или наоборот – взглянуть на жизнь под другим углом. В общем, «пусть всё будет так, как ты захочешь». Хотя бы сегодня.
«Работяга» (2006, 18+)
Аниме-сериал знакомит нас с журналисткой Хироко. Работа для нее на первом месте. Ее статьи всегда верстаются вовремя, интервью – самые эксклюзивные, а личная жизнь – на втором плане. Казалось бы, японский менталитет бесконечно далек от нашего, но не о таких ли героинях писал Роберт Рождественский:
«Современная женщина,
современная женщина!
То грустна и задумчива,
то светла и торжественна!
Доказать ее слабости,
побороть ее в дерзости,
Зря мужчины стараются,
понапрасну надеются!»
В общем, я никогда не бывала в Японии, но типаж всё равно показался мне очень знакомым. Хироко живет только работой, пока кто-то из коллег грезит о грядущей свадьбе, отправляется на перекус да и попросту перекладывает свою работу на других. Затопили соседи, закончились отношения, валишься с ног от гриппа – не повод отлынивать. Однажды девушка задумывается о скоротечности жизни и о том, правильно ли она расставила приоритеты. Озарение приносит неожиданные выводы.
Помимо переживаний и рутины, работа многим дарит и радость: когда дотягиваешься до очередной планки, когда результат твоего труда вдохновляет других, понимаешь, что ты на своем месте.
Кроме аниме, есть и полнометражный фильм про Работягу, так что погрузиться в японские будни можно, даже если нарисованные персонажи не располагают вас к доверию.
«Золушка» (1985, 0+)
Снова японская анимация – но про героиню, знакомую нам с детства. И не нуждающуюся в представлении. «Золушка» стало нарицательным именем для безропотных и трудолюбивых девушек либо для тех, кого социальный лифт вознес до небывалых высот. Однако в ретро-сериале история дополнена подробностями, а чудеса в ней очень дозированы. Кротость, доброта и умение прощать – это здесь именно то, благодаря чему Золушка обрела счастье, а не помеха на пути к нему.
Интересен образ Феи-крестной – ничего общего с крылатой бабулей из диснеевского мультика. Здесь она – молодая художница, которая инкогнито присматривает за своей подопечной, устроив пленэр неподалеку от ее дома или где-нибудь в городке.
А принц – не абстрактная мечта любой девчонки, а верный друг и товарищ по приключениям. Тоже до поры держащий свою личность в тайне.
В этой интерпретации сказки Шарля Перро Золушка почти не жалуется на судьбу и плачет всего один раз – когда продают ее единственную ценность, доставшуюся от мамы куклу. Но мы-то помним, что даже самым сильным девочкам порой можно грустить, просить о помощи, негодовать. Сила – она в другом.
«Энн из Зелёных крыш» (1985, 12+)
Сериал 1985-го – самая приглянувшаяся мне экранизация книги канадской писательницы Люси Мод Монтгомери о сироте-мечтательнице. Одна из основных мыслей – совершённое с любовью не равно жертве по принуждению.
Пожилые брат и сестра мечтают о помощнике по хозяйству и собираются забрать из приюта мальчика-подростка. Но происходит ошибка – и в их поместье появляется рыжая фантазерка, известная не одному поколению русских читателей как Аня. Она любит романтические истории, грезит о платье с рукавами-фонариками, находит ключ к каждому сердцу.
По сути, это история написана в назидание для юных душ, но это не скучный роман о том, как здорово во всем слушаться старших. Истории взросления почти всегда трогательны, а когда эмоциональный ребенок становится скромной и рассудительной девушкой, нам даже грустно отпускать прежнюю Аню, вечно попадавшую в неприятности. Выбор между получением образования и помощью близким – такое сплошь и рядом случается и в реальности. Возможно, кому-то будет легче пережить похожую ситуацию вместе с юной мисс Ширли, которая приобрела, несомненно, больше, чем потеряла.
«Воспитание чувств» (2008, 18+)
Оригинальное название переводится как «Образование». Речь действительно идет о нем. Но и о чувствах тоже. Начало шестидесятых. 16-летняя Дженни оканчивает школу и собирается поступать – не абы куда, а в Оксфорд. Но в ее жизни появляется взрослый мужчина, ради которого она готова отказаться от мечты. Еще бы – ведь с обручальным колечком на пальце она и так чувствует себя состоявшейся личностью, а провинциальную скуку потеснили дорогие подарки, путешествия и общение со «сливками общества».
Уверенная в своем светлом будущем барышня уделяет всё меньше времени учебе и всё чаще дерзит учителям, которые просидели всю молодость за книгами – так и не увидели Парижа, не покатались на роскошных авто, не носили бриллиантов. Дженни думает, что «старые девы» завидуют ей. Но однажды она узнает, что деньги ее избранника приобретены преступным путем.
Что ж, в юности разочарования почти неизбежны, но исправить можно любую ошибку.
«Евдокия» (1961, 0+)
Фильм Татьяны Лиозновой по пьесе Веры Пановой переносит нас в непростое время. После революции страна учится жить по-новому, но, несмотря на все потрясения, семья остается для многих людей главной ценностью. В небольшом городе живут рабочий Евдоким и его жена Евдокия. Своих детей у них нет, но, один за другим, на пороге дома появляются пять приемышей. Впоследствии – новые люди, герои времени. Их ждут и война, и всесоюзная стройка – семейная сага охватывает собой три десятилетия.
Однако отношения в семье далеки от идеальных. Евдокия не может забыть первого возлюбленного. Несмотря на это Евдоким несет за нее ответственность и бережет очаг от влияния извне. Время безжалостно – и в угоду «прогрессивным» веяниям, которые поддерживают приемные дети, Евдокия убирает подальше иконы, оставляя в красном углу лишь один неброский образ.
Образ матери – один из важнейших в ХХ веке. Память о родной семье помогала людям пережить самые тяжелые испытания. Мамы и сейчас продолжают ждать, любить и надеяться.
Кино о девочках – больших и маленьких –
показывает Мария Скуба