№66 (5870) от 28 августа 2020
В период подготовки многоквартирных домов к зиме, и в частности к их отоплению в зимнюю стужу, внезапно всплывает множество проблем, которые коммунальщики стараются перекинуть на плечи жильцов, точнее, на их кошелек. Закон о защите прав потребителей хорошо защищает людей в этой ситуации, но мало кто вспоминает о своих правах, когда домоуправы доверительно и даже слезно просят собрать дополнительные суммы, иначе ничего работать не будет. А бывает кое-что вообще из разряда ЧП. Управляющие организации могут просто бросить некогда обслуживаемый ими дом, поскольку он стал им неудобен.
На грани развала к зиме
Да, есть дома в Рязани, которые просто брошены управляющими компаниями и фактически к отопительному сезону эти многоквартирные, официально обитаемые строения никто не готовит. Таков дом № 5 по Совхозной улице. Это двухэтажное строение из бруса, которое было возведено в последний год жизни Сталина, то есть в 1953-м. Делалось все наскоро, хозяйственным способом, чтобы расселить рабочих и спецов местного завода. С тех пор дом ни разу не подвергался капитальному ремонту. До самого последнего момента. После чего стало хуже. Вот что об этом рассказывает жительница дома, мама четверых детей Ольга Смирнова
– В прошлом году на нашем доме заменили крышу, причем без всякой экспертизы ее установили на старое строение. Когда дали отопление, то пошло залитие кипятком сверху донизу. Система отопления при установке новой кровли оказалась переломана, а мы об этом и не могли знать. Наш дом аварийный, он официально не пригоден для проживания, и мы надеемся на скорое расселение, – рассказывает Ольга Смирнова. – Есть застройщик, но он не торопится, хотя наш участок у него в планах под возведение большого дома. Это отдельная история. Но главное, что управляющая компания от нас отказалась и подписан договор только на аварийные случаи. То есть только если прорвет, они приедут, а о том, чтобы инспектировать коммуникации и не допускать последующих залитий, речи не идет. И все расходы несем мы. Сейчас, конечно, идут суды, но мы находимся в подвешенном состоянии. А ведь это не только наша семья, но и наши соседи: еще одна женщина с детьми, ребенок-инвалид, пенсионеры.
Что бывает, когда ветхие конструкции обрушиваются на газопровод или силовой кабель? Правильно – не хлопок, а самый настоящий взрыв. Сами жильцы, понятное дело, не то что не обязаны и физически не могут заниматься ремонтом, но и не имеют соответствующих допусков и разрешений. Как бы ни было тепло на улице сейчас – зима близко. И что станет с обитателями не только этого дома, но еще 5–6 соседних, таких же, большой вопрос. В любом случае не следует отчаиваться, а необходимо пользоваться законодательством, которое защищает в одинаковой степени и проживающих в домах-гнилушках, и в пентхаусах. Существует минимальный перечень действий, которые обязаны выполнять управляющие компании, утвержденный правительством РФ. И если он нарушен, сразу нужно требовать компенсации, а заодно привлекать домоуправленцев к ответственности за возможный отказ от обслуживания дома. Хотя и тут не все гладко.
– Как поступать в подобной ситуации – ответ очень сложный. Если брать другие регионы и иные областные центры, то там, как и в Рязани, в свое время первично ликвидировали муниципальные предприятия, предназначенные для обслуживания многоквартирных домов. Но они были вновь восстановлены, чтобы обслуживать «проблемный» жилой фонд, старые и аварийные дома, до тех пор, пока их не снесут. В Рязани такой системы нет, – говорит председатель единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Но закон способен защитить людей даже в этой ситуации, главное – вовремя обратиться к экспертам и в суд.
Расплата за отсутствие качества
Дом на Совхозной – не единственный случай. Вообще, возможны самые разнообразные неприятности при подготовке жилых зданий к зиме. Бывает и так, что обслуживающая организация что-то делает правильно и своевременно, а в результате происходит залитие многих квартир. И управленцы сразу же начинают заявлять, что они не виноваты и причина аварии в том, что кто-то посторонний ходил по чердаку и ломал все, что попадалось на глаза. Парировать такую попытку уйти от ответственности можно, напомнив о том, в каком состоянии вообще должны содержаться технические помещения. И подвалы, и чердаки обязаны быть на запоре, причем на качественном, поскольку за отсутствие посторонних лиц там несет ответственность тот, кто осуществляет домоуправление. Кроме того, все это еще и общедомовое имущество и по закону за его сохранность отвечает управляющая компания или ТСЖ. В статье № 14 Закона о защите прав потребителей прописано, при каких случаях те, кто обязан заботиться о доме, могут не нести ответственности за аварийную ситуацию. Это наличие форс-мажорных обстоятельств, таких как землетрясение, тайфун, ураган, цунами, или визит пришельцев из далекой галактики с разрушительными последствиями. Второй случай – это вина жильца квартиры, которую еще нужно убедительно доказать в суде. Если ни того, ни другого нет, то обитатели дома могут предъявлять все возможные претензии только домоуправленцам.
Частыми бывают случаи, когда пропадает горячая вода, потому что сломался индивидуальный насос высокого давления в высотном доме. И начинается сбор средств по квартирам с формулировкой «воды не будет, пока не соберем». Это яркое нарушение прав потребителей. В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, принятых Постановлением Правительства № 354 от 11 мая 2011 года, закреплен стандарт перерыва в поставках воды. Он составляет 8 часов в течение месяца. Если поврежден магистральный трубопровод, то воды может не быть суммарно еще меньше, не более четырех часов.
Случается и так, что с давлением в трубах не все гладко. В результате горячая вода до потребителя идет медленно и успевает остыть. Особенно это «здорово» для тех, кто платит по счетчику за горячее водоснабжение, получая по факту чуть теплое. По правилам пункта № 7 вышеуказанного постановления, это давление должно составлять от 0,03 МПа до 0,045МПа. И отклонения давления в системе не должно быть. Если что-то не так, следует требовать перерасчета и возвращения денег, ведь услуга была оказана некачественно, а значит, вообще не подлежит оплате. Даже если давление в трубах отличается не более чем на 25%, то плата за услугу снижается на 0,1% за каждый час такого безобразия. Установить, каково давление в трубах, сможет независимый эксперт. Зависимый вряд ли что-то найдет.
Надо запомнить, что отсутствие денег у исполнителя услуг не является основанием для отказа в проведении работ. Если домоуправленцы говорят, что они не будут ничего делать, потому что не могут, то это просто подсудное дело. Кстати. Если такие фокусы пытается провернуть председатель товарищества собственников жилья, то можно спокойно инициировать его дисквалификацию. С подачи прокуратуры либо жилищной инспекции данная процедура проводится легко. Это же касается и руководства управляющей компании. И в этом случае потребуется активная позиция жильцов сразу нескольких домов, которые управляются не лучшим образом. После дисквалификации ни председатель ТСЖ, ни директор управляющей компании даже близко не смогут подойти к сфере ЖКХ на срок от трех до пяти лет. Но это еще полдела. Нужно еще получить компенсацию за страдания, моральные и физические. Срок исковой давности за все проделки домоуправов составляет 36 месяцев, а это целых три года. Если что-то произошло за это время – требуйте назад свои деньги. А если их вам выплачивать отказываются, то грозите судебной практикой, которая предполагает, что сам отказ домоуправленцев уладить все споры с собственниками квартир в досудебном порядке влечет за собой штраф в размере умножения всех начисленных судом сумм компенсации на 1,5 (то есть +50% ко всей сумме от ранее начисленного). И все это пойдет в карман потерпевшим. Такая перспектива вряд ли обрадует недобросовестное руководство обслуживающих организаций. Если же и это не помогает, то не надо бояться идти в суд и цивилизованно, а главное, эффективно отстаивать свои права вместо того, чтобы просто терпеть.
Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова