№8 (6013) от 4 февраля 2022
В Рязани занимаются развитием детей с инвалидностью
Когда в семье рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родители сталкиваются со множеством трудностей. Ведь таким детям требуется особенный уход и внимание. Чтобы научиться жить с ребенком, имеющим ментальную или физическую инвалидность, не обойтись без помощи специалистов. Такая поддержка родителям безвозмездно оказывается в комплексном центре социального обслуживания населения «Семья». В отделении социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья с ребятами и их родителями работают социальные педагоги и педагоги-психологи. Не остаются без внимания и дети с самыми тяжелыми заболеваниями. Их посещает на дому служба социального патронажа.
Обслуживание на дому
Комплексный центр социального обслуживания населения «Семья» принимает на обслуживание детей от года до восемнадцати лет. В настоящее время в центре числятся порядка ста детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальные педагоги и психологи занимаются на дому с детьми, имеющими третью степень ограничения передвижения, по индивидуальной программе реабилитации. Это дети со спинальной мышечной атрофией, ДЦП и другими тяжелыми диагнозами. Специалисты проводят с ними общеразвивающие занятия, направленные на улучшение функциональных навыков.
– При работе с такими детьми наш социальный педагог применяет различные методики: пескотерапию, водотерапию, – рассказывает заведующая отделением социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья КЦСОН «Семья» Алена Брагина. – Многие дети с особенностями аутического спектра боятся воды. Помыть их целая проблема. Социальный педагог проводит профилактику водобоязни. Применяются также приспособления для стопотерапии, способствующей развитию крупной моторики. При работе с детьми социальный педагог использует большое количество дидактического материала, часть которого она изготавливает самостоятельно.
Социальный педагог работает не только с детьми, но и проводит серьезную работу с родителями. Как правило, они остро нуждаются в психологической помощи.
– Рождение ребенка с инвалидностью в семье – это потрясение. Родителям бывает очень тяжело принять этот факт, – поясняет Алена Брагина. – Когда стадия принятия пройдена, можно работать дальше, но до нее нужно человека реабилитировать. Это первостепенная задача психологов, важность которой сложно переоценить. Если ребенок с инвалидностью появляется в полной семье, наша работа направлена на гармонизацию родительских отношений, чтобы не было в семье смещения фокуса на больного ребенка. Особенно это имеет значение, если у родителей есть еще здоровые дети. В таких семьях важно, чтобы мама и папа помнили, что они в первую очередь супруги, а не просто родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты не только помогают родителям принять сложившуюся ситуацию. Они также учат их жить с ребенком-инвалидом, правильно обращаться с ним: переворачивать, делать необходимые массажи. Консультируют, как правильно организовать быт ребенка с проблемами передвижения и нервной деятельности. Дают советы по формированию дружелюбной среды дома. А также учат и самих детей навыкам самообслуживания.
Занятия с логопедом и психологом
Дети, физические возможности которых позволяют им выходить из дома, посещают КЦСОН «Семья» с родителями. Для них там оборудована комната Монтессори, сенсорная комната, сухой бассейн.
В «Семье» дети и родители бесплатно получают консультации педагогов-психологов. Специалисты помогают родителям решить конкретные проблемы: избавить ребенка от той или иной фобии, наладить детско-родительские взаимоотношения. Педагог-психолог всегда работает и с ребенком, и с родителем, поскольку их проблемы всегда взаимосвязаны. Если у ребенка есть задержка речевого развития, обязательно к работе с ним подключается логопед. Он занимается с ребенком, задает домашнее задание, показывая родителям все упражнения, которые ему необходимо делать как можно чаще.
– Занятия проходят один раз в неделю – это не много, но если заниматься дома, то эффект будет, – утверждает Алена Брагина. – Прогресс зависит от ответственности родителей и их желания увидеть результат. Некоторые дети достигают его быстро, другие ходят в центр годами, и диагноз здесь не всегда играет решающую роль.
Толерантность прививают с детства
В «Семье» придают большое внимание социализации детей с инвалидностью и стараются максимально адаптировать их к детскому коллективу, подобрать максимально комфортную среду.
– У нас организованы инклюзивные творческие мастерские, в которых мы собираем в одну группу здоровых детей и детей с инвалидностью, – поясняет Алена Брагина. – Такие совместные занятия – необходимое условие для эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды включены и не чувствуют себя изолированными, а обычные дети видят, что существуют люди со своими особенностями, и учатся принимать их такими, какие они есть. Первое время ребята спрашивали, почему один мальчик не может ходить, другой не разговаривает. Сейчас уже все играют вместе, не обращая внимание на физические особенности друг друга. В раннем возрасте детей легче адаптировать к тому, что все мы – разные. Это важно. К сожалению, не все взрослые адекватно воспринимают инклюзию. Если обучать навыкам толерантности с раннего возраста, дети подрастают и в их головах остается задел, что если у кого-то есть особенности, то это не плохо.
В центре регулярно проводятся праздники и развлекательные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.
– Стараемся находить неравнодушных спонсоров и благотворителей, которые могут помочь в организации праздников, а также проводим их силами сотрудников центра, – поясняет Алена Брагина. – Для детей-инвалидов социализация очень важна, поэтому необходимость таких мероприятий трудно переоценить. Имеют значение они и для родителей. Зачастую для мамы с особенным ребенком выбраться из дома – уже праздник.
Еженедельно в центре проходят мастер-классы по изготовлению глиняной игрушки и поделок в швейной мастерской. Сейчас, в связи с пандемией, групповая работа приостановлена, но сотрудники центра стараются проводить занятия индивидуально.
Чтобы встать на социальное обслуживание в отделение социальной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья КЦСОН «Семья», потребуется:
– Паспорт одного из родителей или законных представителей
– Свидетельство о рождении ребенка
– СНИЛС ребенка и одного из родителей
– Медицинская справка от врача невролога, подтверждающая, что ребенок относится к категории нуждающийся в помощи отделения
– Акт медико-социальной экспертизы
– Заключение психолога медико-педагогической комиссии
Прямая речь
Светлана Макарова, мама шестилетнего Якова с диагнозом ДЦП, с которым работает служба социального патронажа:
– Раз в неделю к нам приходит на дом социальный педагог центра. Он проводит развивающие занятия и игры с сыном. Ребенку очень нравится, и я вижу результаты этой работы. Кроме того, мы стараемся посещать все досуговые мероприятия центра.
Татьяна Шарипова, мама семилетнего Тимура, состоящего на обслуживании центра:
– Мы посещаем занятия с психологом раз в неделю, по возможности участвуем в досуговых мероприятиях центра. У сына диагноз – аутизм. Основная проблема таких деток – социализация. Они тяжело идут на контакт с детьми. Благодаря занятиям в центре сын спокойно реагирует на внимание детей к нему, не пугается, не кричит и даже может сам подойти к другим детям. Для аутиста такое поведение – прогресс.
Яна Арапова
Фото предоставлены КЦСОН «Семья»