Кружева и гены


119

Как баба рязанская в гости к михайловской труженице отправилась

Ехали недолго и весело. Впервые участие в нашем проекте приняли молодые филармонисты, солисты нашего любимого рязанского хора. Яркие, задорные. Как само михайловское кружево!

Внутри нас

Тандем журналистов и артистов в этот день сложился. И если коллектив «Труженицы», принимающей стороны, пора­зил нас историей михайловского кружева и работами своих мастериц, то мы – бабы и мужики (впервые!) рязанские – поражаем тружениц и жителей Михайлова великолепными сценическими нарядами, выполненными для Государственного академического Рязанского русского народного хора им. Е.Г. Попова более 20 лет назад.
Солисты хора чувствуют себя в расписных сарафанах и расшитых кокошниках, как рыбы в воде. А мы, журналисты «Рязанских ведомостей», стараемся не отставать от молодежи – головы несем высоко, ступаем плавно и даже подпеваем ребятам, благо репертуар, который исполняет наш рязанский хор, – все знакомые с детства народные песни и те самые напевы, что глубоко и прочно укоренились где-то внутри нас. «Закатилось красное солнышко», «Рябина-рябинушка», «Все б я по горенке ходила». Эти произведения исполняются хором с 1932 года, со времени его первых выступлений еще в роли самодеятельного коллектива. Наши родители этих песен давно уже не поют, а мы их и не знаем. Но они и сегодня вызывают душевный отклик. Проверено, как говорится, на себе. И благодаря этой осенней поездке в Михайлов, поддержке нашего проекта филармонией и участию в «Бабах рязанских» артистов хора лично мне в очередной раз удается укрепиться во мнении, что возрождать, сохранять и развивать богатейшие фольклорные традиции нашего края и русской народно-певческой культуры жизненно необходимо.

Нематериальные

Оба наших комплекта костюмов расшиты михайловским кружевом. Яркое и плотное, оно органично вписывалось в красочный крестьянский костюм. Не только рязанцы – жители почти всей срединной России украшали им свою одежду. Красный, белый и синий цвета со временем дополнили желтый, зеленый и черный. А само кружево стало более сложным по орнаментам. Более ста лет назад михайловским цветным кружевом были покорены Канада, Америка и Европа, а первое упоминание о нем относится аж к середине XVIII века.
– А что сейчас? – спрашиваю у нашего «гида» по ЗАО «Труженица», художника Ирины Копытиной.
Хотя ответа и не требуется. Уникальной техникой, которая не имеет аналогов во всем мире, на фабрике занимаются лишь два десятка человек. Есть, конечно, и те мастерицы, кто не работает в «Труженице», а плетет для души или на заказ в частном порядке.
– Изготовление такого кружева – процесс довольно затратный не только по материалам, но и по времени. А метр его стоит от восьми тысяч рублей, – поясняет Ирина, – вот и подумайте, кто себе сегодня может такое позволить?
Смотрю на свой сценический наряд, многорядьем расшитый михайловскими кружевами, и пытаюсь прикинуть его стоимость. А Ирина продолжает о наболевшем:
– К 1880 году у нас в городе и окрестностях работало около двух тысяч кружевниц, а перед Первой мировой войной – десять тысяч. После Отечественной войны ремесло было практически утеряно. Многие мастерицы долгие годы восстанавливали лучшие образцы этого кружева, разрабатывали новые и подняли производство на новом качественном уровне. И кружево даже стало продаваться во Франции, Японии, США.
Сегодня кружево можно увидеть, потрогать руками и приобрести лишь в небольшом магазине при фабрике, на различных ярмарках да выставках, в которых работники предприятия активно участвуют, не теряя надежды на продвижение своего ремесла. А еще детей часто приводят на предприятие с экскурсиями. Но массово изготовлению михайловского кружева в профучилищах уже не учат.
И оттого, наверное, наряд мой становится как-то ярче. И я вновь себя ловлю на мысли, насколько велика его цена. Нематериальная.


Татьяна Клемешева, журналист издания, участница проекта:

– Узоры михайловского кружева – как мелодии, что распевали наши бабушки на разные голоса. Во время поездки в Михайловский район я поняла это особенно отчетливо. Как радостно прогуляться в золотую осень вдоль реки и по холмам, как весело подпеть настоящим артистам! Язык произносит незнакомые строки, будто знал их всегда, а ноги сами просятся в пляс. И все мы в этот момент в одинаковых нарядах, сделанных с любовью нашими предками. Потрясающее чувство!
И я надеюсь и верю, что михайловское кружево сохранится. Не должна пропасть эта красота, как и истории людей, создававших ее.

Людмила Иванова, журналист издания, участница проекта:

– «Труженица» замечательна тем, что это не только предприятие, но еще и небольшой интерактивный музей. Конечно, можно долго любоваться михайловским кружевом, разглядывать разноцветный рисунок, но сесть за валик, взять в руки коклюшки – куда более интересно. Понять с первого раза принцип плетения кружев практически невозможно – коклюшки путаются в руках, пальца не слушаются, а модный маникюр только мешает. Ощущаешь себя первоклассницей, но в этом есть своя прелесть – постигаешь нечто новое и доселе неизведанное. Невозможно уйти с «Труженицы», не купив себе что-то на память, благо здесь выпускают множество красивых и изысканных небольших вещиц: это броши, игольницы, салфеточки, полотенца, прихватки, куколки-обереги. Выбирая из всего этого многообразия что-то для себя, я невольно задумалась о том, что все эти великолепные мелочи могли бы с успехом потеснить ряды штампованной сувенирной продукции, которой буквально наводнен сегодня рынок. Увозя из Михайлова кружевную брошь с подвешенными к ней миниатюрными коклюшками, я приобщаюсь к делу сохранения наших традиций и делаю свой (пусть и совсем крошечный) вклад в развитие.


Рязанский кружевной геном

Народные ремесла вымирают. Возможно, когда-то их «следы» останутся лишь под стеклом музеев или на сценических костюмах (таких, как на мне сейчас), бережно хранимых костюмерами народных фольклорных коллективов. И тогда геном человека утратит одну из своих «культурных» хромосом, потеряв свою самость и целостность.
Но хочется верить, что нам удастся сохранить то, что создавалось веками и стало основой культуры русского человека и самого его характера. Ведь михайловское кружево, кадомский вениз, торжокское золотое шитье, жостовская, хохломская роспись или гжель, дымковская игрушка, павлово-посадские платки – все эти и многие другие народные русские, а также татарские, башкирские, ханты-мансийские и иные ремесла – тот самый пласт культуры, что отличает нашу страну от других.
Вот я смотрюсь в зеркало и отчетливо осознаю, что я – баба рязанская. С рязанскими корнями, рязанским характером и рязанским менталитетом. На мне костюм, в котором наши рязанские артисты представляют мою – рязанскую, русскую – культуру за границей, и расшит он кружевом, которое своими руками сплела давным-давно такая же, как я, рязанская баба. И меня не «режет» это словосочетание – баба рязанская. Для меня это целостный и очень глубинный образ женщины, которая, как бы пафосно это ни звучало, любит свой город, ценит людское добро и бережно хранит в душе историю своих предков.


Благодарим за поддержку проекта директора Рязанской филармонии Елену Буняшину, руководителя хора Светлану Сухову и заведующую костюмерной Надежду Калушину. А также нашего друга и постоянного партнера – фотографа, члена Русского географического общества Анатолия Струнина


Фото Анатолия Струнина