№55 (6060) от 29 июля 2022

Огромные просторы сформировали русский характер, которому эти просторы покорились

Об этом мы говорим с Леонидом Васильевичем Чекуриным, профессором Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.

В прошлом году на Форуме древних городов Леонид Васильевич своим докладом произвел, можно сказать, научную сенсацию. Его слушали затаив дыхание, когда он рассказывал о Рязанской, точнее Окско-Донской, речной цивилизации. Это, если хотите, новый подход к теории формирования Российского государства: его создали люди, которые активно осваивали бассейны великих русских рек.
В марте этого года статья Л.В. Чекурина о культурных кодах Рязанской речной цивилизации была опубликована в одном из научных журналов и вызвала интерес. Сейчас, когда история России и соседних территорий вновь стала ареной непримиримой борьбы, самое время поговорить с мудрым человеком Леонидом Васильевичем Чекуриным о том, откуда пошла Русская земля.

Откуда пошла Русская земля

Р.В. – Это правда, Леонид Васильевич, что мы речная цивилизация, как Египет, например?

Л.Ч. – Есть континентальные, есть морские цивилизации. А мы речная цивилизация. У Египта цивилизация одной реки. У нас миллион или полтора миллиона рек. И озер такое же количество. Сейчас заинтересовались моей идеей о Рязанской речной цивилизации, которая в моем представлении объединяет не только среднюю Оку, как мы думаем, но еще и Дон, который течет к морю. Там Азово-Черноморская Русь, которую никто не хочет признавать, кроме этимологов. Через нее население бассейнов Оки и Дона было связано с античными городами Причерноморья, с общей судьбой славян. Археологи находят подтверждения этих связей.

Р.В. – Сегодня так называемый коллективный Запад не стесняется утверждать мысль о несправедливости того, что такая огромная и богатая ресурсами территория принадлежит России, чье население не достигает пока 150 миллионов человек.

Л.Ч. – На это утверждение я отвечу так: от Японских островов до Аляски пара дней пути под парусом. А открыли Аляску русские люди. Пришел туда владимирский, рязанский, новгородский мужик. Но он знал реки, понимал их. Река и накормит, и спасет, и принесет, куда надо. Он понимал систему рек. От одной реки к другой он дошел до самого востока материка и шагнул в Америку.
В отличие от европейских государств, которые возникли на развалинах Римской империи, Россия развивалась под влиянием внутренних «локальных цивилизаций». Каждая из них – с пол-Европы. Вспомните Великий Новгород, который простирался от Прибалтики до побережья Ледовитого океана. Там была феодальная республика. А в Галицко-Волынской Руси, например, – олигархическое правление. На других территориях Руси развивалась сильная княжеская власть. В Окско-Донском ареале таким было Рязанское княжество. Когда начало складываться Московское государство, оно отбирало из других «локальных цивилизаций» то, что считало нужным для решения двух проблем – обороны и развития. Обычно цивилизации угасают через 1200–1500 лет. А русские цивилизации не пресеклись в своем развитии. Они слились и приобрели новое качество. У них появилась возможность и необходимость движения на восток. Опять по рекам.
Это громадный многовековой труд прирастить такую территорию и только благодаря нашему терпению и благожелательности. Просвещенная Европа приехала в Новый свет и уничтожила всех, кто там проживал, а мы все народы сохранили. Я думаю, речная цивилизация, просторы создали наш характер. А кого это не устраивает и почему, это другой вопрос.

Трубеж, Лыбедь и Дунайчик

Р.В. – Скажите, а почему вы обратили внимание именно на Рязанскую речную цивилизацию?

Л.Ч. – Я просто лучше ее знаю. Смотрите, на территории России и Украины три Переяславля, три Трубежа, и река Солотча есть на территории Киева. И река с названием Лыбедь – тоже. Колонизация шла от них. А Дунайчик? В летописи написано, что славяне пришли с Дуная и рассеялись отсюда россияне по Восточно-Европейской равнине. И то, что в Рязани есть свой Дунай, очень важно. Понятно, что мы заселялись с юго-запада.
Откуда взялись рязанские бармы, если считать, что здесь жили полудикие племена. Мне говорят: они привозные. Но недавно археологи обнаружили две ювелирных мастерских. Вот подтверждение тому, что эти шедевры делали здесь. Это наше счастье, что Старая Рязань не застроена.
Мне представляются два фактора, почему рязанская цивилизация выделялась: каждый десятый город на Руси в XIV–XV веке – рязанский. Здесь встретились два потока: один шел с запада, а второй – с юга, по Дону на среднюю Оку. Там это все соединилось, и образовалась эта городская цивилизация. Преимущество Рязанской речной цивилизации в том, что ее реки (Ока, Проня, Дон) текли в разных направлениях. Все это обеспечивало расширение и развитие цивилизации – ей более тысячи лет. Именно здесь в «Окско-Волжском междуречье», как новая постройка, по выражению В. Ключевского, создалась Российская цивилизация. А не в пределах «матери городов Русских», Киевской Руси, как считают некоторые националистически настроенные историки.

400-летняя война

Р.В. – Леонид Васильевич, откуда растут корни современной русофобии, почему нас с такой силой ненавидят?
Л.Ч. – Информационную войну ведут, на мой взгляд, 400 лет, если не больше. Наиболее яркий пункт этой войны – XVII век, когда поляки задумали захватить Смоленск и взяли его. Потом пришли русские мужики и их прогнали. Они хорошо про этих мужиков не думали и не вспоминали. В XVIII веке знаменитый полководец Карл XII убежал из-под Полтавы к туркам, потом все равно погиб на войне. А дальше французы в 1812 году – Москву заняли, сожгли, съели лошадей, пешком ушли. Взятием Берлина закончилась война с Пруссией в XVIII веке и Великая Отечественная война с фашистской Германией. У них есть опыт столкновений с Россией – несчастный, негативный, не победный.
Авторы злобного проекта «анти-Россия» забывают, что в Ясско-Кишиневской операции в 1944 году была разгромлена огромная армия под названием «Южная Украина». Р.Я. Малиновский, Ф.И. Толбухин, Н.Э. Берзарин и другие советские военачальники разгромили огромную группировку противника, окружили и пленили сотни тысяч немецких, румынских солдат и солдат других национальностей. Надо назвать вещи своими именами: как вели себя на захваченной земле немцы, поляки и другие европейцы в 1812 году и в 1941 году? Преступные деяния, совершенные на Русской земле, нуждаются в коллективном покаянии Европы.

Надо просто знать

Р.В. – Европа, похоже, каяться не собирается, поскольку собственной истории знать не хочет. Но и у нас с этим не все в порядке. В российском обществе снова заговорили о новых учебниках истории, о преподавании этой дисциплины с первого класса. Какие учебники и какой уровень исторических знаний нужны современному гражданину России?

Л.Ч. – Новый учебник истории требуется прежде всего нам – преподавателям вузов и студентам. Не знаю, по каким причинам выбросили из учебников ту часть истории Литвы, Польши, России, которая связана с Великим княжеством Литовским. Никто из историков этим не занимался, кроме Иловайского. Надо считаться с тем, что Украина одновременно русская, польская и литовская. Разными своими частями она связана с историей этих государств.
Надо просто знать историю. Нельзя ее упрощать, делать ее лапидарной, понятной для первоклассников. История в школе должна быть сначала в рассказах. Но в вузовских учебниках, в старших классах школы она должна быть изложена как определенная философия.
Смотрю современный учебник истории XVII века. О Лжедмитрии I – 3 страницы, 4 иллюстрации, о Лжедмитрии II – 2–3 страницы. О Прокопии Ляпунове – 4 строчки с двумя фактами. Вот это и есть результат информационной войны. Бог даст, удастся мне здесь, в Рязани, издать книжку о Прокопии Ляпунове.

Р.В. – Выходит, история – это дело историков?

Л.Ч. – Преподавание истории – дело государственно значимое. Пример Украины у всех перед глазами. Да и Европы тоже. Это вопрос нашего будущего. В странах, где элита не работала с гуманитарной сферой, национальной ценностной шкалой, ничего не получалось. Замеры ГУ ВШЭ говорят о том, что там, где сокращалась гуманитарная сфера, в том числе и количество часов на историю и литературу, страны не получали роста в области научно-технических знаний. Современность показывает, что преуспели только те страны, которые неуклонно работали с ценностями и национальной картиной мира.

***

Я прочитала статью Л.В. Чекурина о Рязанской речной цивилизации и поняла, что нам еще говорить и говорить о подробностях русской истории. Кому-то этот разговор покажется лишним, а он актуален как никогда. И самое время говорить о судьбе российских рек, приведших Россию к океану. Ока перестает быть судоходной, с территории Рязани исчезло 7 рек и ручьев. Спасать надо речную цивилизацию.

Ирина Сизова