Не успел отгреметь «Библиотекарь», как Никита Ефремов вновь снялся в роли неудачника, ищущего цель жизни на своей малой родине. Теперь уже речь идет о сериале «Крутая перемена» (18+)
Не библиотекарь, а учитель
По сюжету герой Ефремова Андрей возвращается в родной город, чтобы осуществить мечту мамы и стать учителем. Хотя на самом деле он планирует с помощью программы «Земский учитель» покрыть часть долга перед другом за неудавшийся стартап.
Родной Арзамас отзывается благосклонностью – в школе заправляет повзрослевшая детская любовь Андрея, которая по дружбе быстро устраивает его учителем литературы. Итак, заветный миллион по федеральной программе в кармане. Где взять остальное?
Остается продать родительский дом, в котором, по рассказам бабушки, Пушкин начинал писать «Евгения Онегина». Да вот незадача: второй собственник – отец Андрея, который много лет не общается с сыном, да к тому же сидит в тюрьме.
Вот так незадачливый начинающий учитель и становится лекарем душ и у молодежи, и у матерых сидельцев. Обсуждая в обеих школах Грибоедова, Достоевского и Тургенева, Андрей ищет ключи к сердцам поколений – детей и отцов.
Не большая, а крутая перемена
Столь изощренный сюжет для фильма написали Сергей Востриков и Павел Косов, на счету которых политическая драма «Министерство», детектив «Русалки» с Петром Фёдоровым и военное кино «Сирийская соната» с Гошей Куценко, Константином Лавроненко и Еленой Север.
А вот снял драму о поиске себя не кто иной, как самый плодовитый режиссер современного кинематографа Карен Оганесян, на счету которого на Кинопоиске значится 33 проекта в фильмографии. Он снял свежий сериал «Черное облако», «Кошку» и «Пассажиров», два сезона «Игры на выживание», фильмы «Молоко», «Грозный папа», «Прямой эфир» и «У людей так бывает».
Теперь в копилке известного режиссера довольно бодрая и увлекательная драмеди с попыткой поговорить о плюсах и минусах российской школы. Удалось ли это? Забегая вперед, немного поспойлерю: несмотря на то, что фильм снят на средства государственного Института развития интернета, учителя страны скорее почувствуют некую неловкость от развязки, в которой авторы подтрунивают над профессией, в ряды которой государство уже несколько лет заманивает желающих нести доброе-светлое-вечное подъемным миллионом.
Не режиссер, а шоуранер
Помимо того, что Карен Оганесян снял многосерийку, он выступил и шоуранером проекта «Крутая перемена», то есть не просто взял на себя контроль разных стадий съемочного процесса, но и совместил обязанности исполнительного продюсера, сценариста ключевых эпизодов и редактора остальных.
Подобная вовлеченность дала свои результаты. Уже с первого кадра, а точнее с титр, «Крутая перемена» бьет прямо в сердце: согласитесь, что песня «Учат в школе» на музыку Владимира Шаинского и стихи Михаила Пляцковского и у самого мало эмоционального человека сможет выбить слезу.
Дальше – больше. Возвращение неудачника на малую родину, чувство вины перед матерью, встреча с первой любовью, несбывшиеся мечты – все эти стандартные драматургические ходы режиссер подает довольно мягко. А хороший актерский состав (помимо Никиты Ефремова в фильме приняли участие Ольга Медынич, Игорь Черневич, Евгения Дмитриева, Анастасия Тодореску) легко вписывается в понятные всем нам типажи, отчего драмеди приобретает самые что ни на есть реалистические черты. Вот и герой Ефремова, который по началу всех очаровывает, постепенно начинает вызывать смешанные чувства, что делает его живым персонажем.
В качестве локации для съемки был выбран Арзамас, находящийся в Нижегородской области. Уютность небольшого городка добавляет к истории про москвича-неудачника нотки ностальгии. Причем не столько по временам ушедшего СССР, сколько по временам ветреной и беззаботной юности. И это приятное чувство Оганесяну удается пронести через весь восьмисерийный фильм.
А потому, если решите сесть перед телевизором с мыслью «А чтобы выбрать посмотреть?», даю совет: выберите «Большую…», то есть «Крутую перемену».
Из интервью с Никитой Ефремовым:
– Есть ли книги, которые повлияли на вас в детстве?
– Наверное, «Гарри Поттер» очень сильно на меня повлиял. Вообще, кажется, мне настолько хватало заданий по литературе, что уже и не вспомню, на кого еще оставалось время. Хотя не забуду, как бабушка читала рассказы Чехова и мы с ней вместе смеялись в голос.
– А что во взрослом возрасте?
– Пелевин, Достоевский, Пушкин, Гоголь, Лермонтов – практически вся русская классика. Много психологической литературы, очень много – Экхарт Толле, например. «Книга радости» Далай-ламы, Введенский, Хармс, Бродский, естественно, Ахматова, Пастернак.
В последнее время я не слишком люблю художественную литературу – больше психологический нон-фикшен. Уже года четыре ничего с другими книгами не мэтчится – только если классика.
Екатерина Детушева рекомендует
новый отечественный проект