На берегах Леи


402

Село Бастаново Сасовского района

Продолжаем путешествовать по Рязанской области, знакомиться с небольшими деревеньками, селами, поселками и людьми, которые там живут, сохраняют традиции и привносят что-то новое. В каждом населенном пункте – свой незабываемый колорит. Очередная поездка это еще раз показала.


Историческая справка

На въезде возвышается стела с надписью «Бастаново 1515». Ее установили по инициативе местных жителей в 2015 году, когда отмечалось 500-летие села. Впервые Бастаново упоминается в официальных документах (в послании московского посла в Азове на имя великого князя Василия III) в декабре 1515 года. Однако краеведы считают, что село основано раньше, в конце XV века, служилыми татарами, которым, скорее всего, за какие-то военные успехи даровали эти земли. «Служилый татарин – это воин, который обязан был в течение двадцати четырех часов приехать к месту сбора с двумя лошадьми, запасом провизии и исправным оружием», – поясняет председатель Сасовской местной татарской национально-культурной автономии Нургаяз Камильянович Гарипов.

Он рассказывает о происхождении названия села: «Бустан» переводится с персидского как «сад». Существует легенда, что девушка по имени Гюльбустан (в переводе – «цветок в саду») потеряла свою корову и забрела сюда. Эти места ей понравилось. Впоследствии здесь образовалось селение.  По другой версии, название произошло от имени местного жителя Бустана. Кстати, фамилия Бастановы встречается среди опричников Ивана Грозного. Возможно, были какие-то связи с селом».

По данным 1862 года, в Бастанове проживало полторы тысячи человек. Есть исторические свидетельства, что немало жителей участвовало в Первой мировой войне. Среди уроженцев Бастанова – 19 георгиевских кавалеров.

Перед Великой Отечественной войной в селе было более тысячи человек. Около 350 – ушли на фронт. 104 человека погибли, включая и тех, кто родился в Бастанове, но призывался на службу из других мест. «В те времена часто старшего сына отправляли в Крым на самостоятельное житье. Бастановцы занимались там коневодством, – отмечает Нургаяз Камильянович. – А в 60–70-х годах прошлого века многие уехали в Среднюю Азию. До сих пор их дети и внуки возвращаются обратно в Сасово и Бастаново».


Когда-то в округе, вдоль Цны, было много татарских сел и деревень. Теперь их практически не осталось. Однако Бастаново по-прежнему, как и несколько веков назад, – истинно татарское село. Русские и смешанные семьи здесь можно пересчитать по пальцам.

Песни над селом

Около Бастановского дома культуры нас встречает Исмаил Аминович Симашов. Он растапливает дровами старинный самовар. «Проходите в здание, там вас уже ждут», – приветливо говорит Исмаил Аминович. И действительно, в небольшой теплой комнате, в которой в холодное время и репетируют, и концерты дают (просторное помещение ДК полностью обогревать накладно), собрались участницы ансамб­ля «Гюльбустан». Они приглашают к столу, на котором стоят вкусности – выпечка, приготовленная по татарским национальным рецептам. Пока знакомимся, приносят горячий самовар. Пьем чай и беседуем.

«Ансамбль «Гюльбустан» создан шесть лет назад. Сначала в репертуаре были только песни на русском языке, теперь поем больше татарских песен. Первые из них давались очень тяжело, разучивали долго, попадались слова, которых в нашей местности нет в ходу. Дело в том, что татарский литературный язык отличается от разговорного», – рассказывает руководитель коллектива Исмаил Аминович Симашов. Он много лет работал строителем, а после выхода на пенсию стал культорганизатором в Бастановском доме культуры. Помогает ему супруга Надежда Ивановна. Она же – староста в селе.

Семья Симашовых – одна из немногих смешанных в Бастанове. «Когда собрался жениться, отец был против, говорил – не нужна нам русская, – вспоминает Исмаил Аминович. – Но я не послушал и не прогадал. С Надеждой Ивановной мы сорок семь лет вместе, у нас двое детей, четверо внуков и четверо правнуков». На вопрос, как удается сохранять мир и согласие в семье, Симашовы отвечают, что помогают любовь и уважение. Надежда Ивановна, кстати, тоже поет в ансамбле.

Еще одна участница «Гюльбустана» Рузия Рашитовна Енилеева – коренная жительница Бастанова. «В ансамбль пришла позже других. Захотелось петь на родном языке, – признается моя собеседница. – В семье стараемся сохранять традиции. По праздникам ходим в мечеть, учим внуков татарскому языку». По словам Рузии Рашитовны, для нее участие в ансамбле – не только возможность заниматься творчеством, но и общение. «Приходя на репетицию, делимся друг с другом радостями и проблемами», – говорит женщина. Ее старшая внучка, когда приезжает из Сасова, где живет с родителями, любит бывать в сельском доме культуры, участвовать в самодеятельности и слушать песни в исполнении «Гюльбустана».

В Бастанове ежегодно с размахом проводят татарский национальный праздник Сабантуй. Он отмечается по окончании весенних полевых работ. Площадку для Сабантуя оборудовали перед въездом в село на средства спонсора. Этот праздник в Бастанове – действительно масштабное культурное событие, всегда многолюдное и зрелищное: приезжают на него люди разных возрастов, профессий и национальностей и из близлежащих населенных пунктов, и из других районов и регионов. В организации праздника помогает Всемирный татарский конгресс, Национальный совет которого находится в Казани. Во время Сабантуя в Бастанове проводятся скачки и бега, а также национальная татарская борьба – куреш.

Место силы

Бастаново – уникальное село для Рязанской области еще и потому, что тут – две действующие мечети, Историческая и Верхняя. Первая, находящаяся на улице Нижней, построена не позднее начала 1860-х годов. В советские годы мечеть не действовала, в ее здании располагалась школа. Возможно, поэтому архитектурное сооружение уцелело. Историческая мечеть вновь стала действующей с 1998 года. В 2011 году в ней сделали ремонт благодаря финансовой поддержке уроженца Бастанова Анвара Аминовича Девликамова.

Имам-хатыб, председатель местной религиозной организации мусульман города Сасова и Сасовского района Джура Тураевич Тураев приезжает из Сасова в Историческую мечеть Бастанова ежедневно. «Я родом из Узбекистана, – рассказывает Джура Тураевич. – Был офицером, двадцать пять лет служил в армии. Когда в 1991 году уволился, всей семьей переехали в Сасово, на родину моей супруги. Работал учителем в школе. А в 2013 году меня выбрали имамом».

На Верхней улице была разрушенная мечеть. Ее восстановили несколько лет назад на средства жительницы Уфы Фатэхи Фаритовны Нагаевой. В Бастанове жила ее бабушка Гульсум-эби Девликамова. Она была очень верующей и мечтала, чтобы восстановили Верхнюю мечеть. Внучка обещала ей это сделать и слово сдержала, хоть и после смерти бабушки.

История одной семьи

Наиля Аминовна Канеева приглашает домой. Специально к приходу гостей она испекла пирог. Вот оно, татарское гостеприимство! Наиля Аминовна рассказывает о своей семье: «Родители родом из этого села. Папа был офицером, фронтовиком. После Великой Отечественной войны его отправили работать в НКВД в город Андижан, в Узбекистан. Там я и родилась. Когда мне исполнилось шесть лет, вернулись в Бастаново. Папа и мама работали в местном колхозе».

В семье было трое детей. «Сейчас брат уже умер, а сестра живет в Греции. Общаемся с ней по скайпу, – говорит Наиля Аминовна. – Только связь у нас плохая, беспроводной Интернет ловит лишь в определенных местах». А между тем рядом с селом проходит оптоволоконный кабель в Демушкино. Жители Бастанова по этому вопросу обращались и к главе поселения, и в районную администрацию. Их обнадежили – пообещали провести быстрый Интернет, но сроки пока обсуждаются.

Наиля Аминовна много лет проработала в детском саду в Сасове: была сначала воспитателем, а потом – заведующей. После выхода на заслуженный отдых вернулась в Бастаново и поселилась в родительском доме. «До этого несколько лет тут никто не жил, – вспоминает Наиля Аминовна. – Сын постепенно отремонтировал дом, провел газ и воду. Теперь условия лучше, чем в городе, ведь, помимо коммунальных благ, есть чистый воздух и участок, на котором выращиваю цветы и овощи. Одно время держала овец и гусей. Каждые выходные приезжают дети и внуки. Так что мне скучать некогда».

Вчера и сегодня

«Раньше в селе был колхоз имени Кирова, школа, два магазина, сберкасса, АТС, почта и медпункт, – говорит Исмаил Аминович Симашов. – Почти в каждом доме держали большое хозяйство. Когда табун лошадей проходил по улицам, поднималась пыль на все село. Еще лет двадцать назад в Бастанове четыре стада было. А теперь на все село две лошади и две коровы осталось».

Сегодня в Бастанове прописано около двухсот пятидесяти человек, в основном пенсионеры. Постоянно живут и того меньше. Работы в селе нет, вот и уезжает молодежь – кто в районный и областной центры, кто в столицу, кто на Север.

Школу закрыли два года назад. Большое здание теперь стоит бесхоз­ное, а площадка перед ним зарастает березками и бурьяном. Ребят возят в Демушкино на школьном автобусе. Некоторые родители на личном транспорте отправляют своих чад учиться в Сасово.

Почта в Бастанове пока работает. А вот магазин закрыли из-за нерентабельности. Два раза в неделю приезжает автолавка. Тот день, когда мы были в Бастанове, как раз оказался «хлебным». Около автолавки – несколько человек. Они покупают продукты и делятся последними новостями.

Расплатившись, от импровизированного прилавка отходит Нурия Ахмеджановна Девликамова. «Родилась и провела детство в Абдулинском поселке. Он появился после революции недалеко от Бастанова. Этот населенный пункт перестал существовать в 1960-х годах, – говорит Нурия Ахмеджановна. – Мои родители одними из последних переехали оттуда в Бастаново. Я трудилась на железной дороге в Сасове, занималась приемом и сдачей груза. Добиралась из Бастанова на работу пешком. Сейчас живу одна. Дети, конечно, навещают». В конце разговора Нурия Ахмеджановна вздыхает, что все сложнее ей становится ходить за продуктами, ведь автолавка останавливается далеко от дома.

Аптеки в Бастанове давно нет, но работает ФАП. Фельдшер Вера Александровна Канеева приехала сюда более сорока лет назад, сразу после окончания Рязанского медучилища. «Вышла замуж да так и осталась, – улыбается она. – Поначалу было сложно привыкнуть к другой культуре и обычаям. Теперь татарский язык хорошо понимаю».

Жители по мере возможности и при участии местной власти стараются сделать Бастаново комфортным. Недавно обустроили детскую площадку и пляж. Сейчас думают, как привести в порядок обелиск. Собрали деньги и уже заказали таблички с именами бастановцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

***

Даже в межсезонье в Бастанове красиво. Раскинулось село на берегах реки Леи. В сезон отпусков тянутся сюда те, кто здесь вырос, их дети и внуки. И в это время старинное село становится, как в прежние времена, многолюдным.


О буднях Бастанова раз в месяц выпускают газету А.Н. Барамыков и Н.К. Гарипов. В 2015 году вышла в свет книга А.А. Девликамова и Ф.Л. Шарифуллиной «Очерки по истории и культуре села Бастаново».