Всё возвращается


357

Село Малинки Михайловского района


Веду эту рубрику уже два года. Работая над ней, я побывала в маленьких деревеньках, селах и поселках в разных уголках Рязанской области. Поездки были непохожими друг на друга, но всегда запоминающимися. Однажды, чтобы добраться до маленькой деревушки Подсвятье, в которой осталось всего два жителя, пришлось сначала ехать по лесной дороге, а потом переплывать озеро на лодке. Интересной оказалась поездка в шахтерский поселок Комсомольский – туда в начале Великой Отечественной войны депортировали из Поволжья российских немцев. Хоть уголь там давно не добывают и многие уехали, но и сейчас в поселке встречаются немецкие фамилии. А еще мне показалось, что в глубинке живут люди, сильные верой. Постепенно восстанавливают храмы, обустраивают святые источники. Конечно, и бытовых проблем хватает. Однако не все спешат перебраться в город из родных мест. И эта рубрика – о таких людях, о том, как и чем они живут.


 

Историческая справка

Вероятно, село получило название от протекающей здесь речки Малиновки. Когда-то владельцами Малинок были граф Андрей Артемович Матфеев, граф Сергей Павлович Егужинский, действительный тайный советник Алексей Петрович Мельгунов, князья Волконские. Последний владелец села (до 1917 года) князь Петр Петрович Волконский умер в Париже в 1957 году.

В центре села сейчас, как и в XVII веке, – церковь Архангела Михаила. Только тогда она была деревянной. Храм в Малинках впервые упоминается в окладных книгах за 1676 год. Судя по записям, он был небогатым. Когда совсем обветшал, на его месте в 1749 году построили новый, тоже деревянный. Однако эта церковь простояла недолго, около сорока лет, и пришла в аварийное состояние. Тогда Алексей Петрович Мельгунов пожертвовал собственные средства на возведение в Малинках каменного храма. В 1787 году строительство было завершено. Если верить документам, то прихожан тогда было более тысячи двухсот человек.

В XIX веке в Малинках действовала двухклассная церковноприходская школа. А уже позже, в советское время, в селе учились дети со всей округи. Школа работала в две смены, был даже интернат. После перестройки населения в Малинках и близлежащих селах поубавилось – молодежь в поисках лучшей жизни отправлялась в основном в столицу. Школу в Малинках закрыли. Местных ребятишек на школьном автобусе возят в соседнее Голдино.

Сельская жизнь

Малинки встретили дождем. В этот день было слякотно и промозгло. Дул порывистый холодный ветер. Зато с людьми повезло: они оказались радушными, охотно рассказали и о себе, и о селе.

Совсем заброшенных домов здесь немного. На центральной улице, вдоль дороги, недалеко друг от друга – два магазина. Захожу в один из них. В маленьком торговом зале представлен вполне достойный ассортимент: продукты, бытовая химия и даже кое-что из одежды и обуви.

За прилавком – Полина Кулькова. Она рассказывает, что родом из Воронежской области. «Приехала тридцать девять лет назад в Малинки по распределению, да так и осталась. Работала в колхозе агрономом. Замужем, двое взрослых детей, – делится женщина. – В девяностых и начале двухтысячных очень тяжело было. Колхоз дышал на ладан. Ушла работать в сельскую администрацию, потом – продавцом в магазин. Тогда жители Малинок целыми семьями стали разъезжаться на заработки, но дома свои старались не бросать. Теперь постепенно возвращаются, правда, чаще как дачники».

А между тем сегодня в селе есть действующее, вполне рентабельное сельхозпредприятие, имеющее пашню в десять тысяч гектаров и стадо в полторы тысячи коров. Зарплату платят достойную, особенно летом. Только парадокс в том, что местных жителей в ООО «Малинки» работает мало. По словам руководителя хозяйства Владимира Ильича Соломатина, в селе живут в основном пенсионеры. Вот и приходится приезжих нанимать.

«Чтобы привлечь специалистов, нужно создать условия. И мы стараемся – предоставляем жилье. Под общежитие выкупили двухэтажное здание бывшей школы. На собственные средства хозяйство построило двухквартирный дом. В одной половине живут супруги-зоотехники, выпускники Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева, в другой половине – механизатор со своей семьей. Сейчас строим еще два двухквартирных дома», – подчеркивает Владимир Ильич.

Сам он родился и вырос в селе Демушкино Сасовского района. После окончания Шацкого культпросветучилища приехал в Малинки на должность заведующего Домом культуры, новое здание которого тогда, в 1973 году, только открыли. Владимир Соломатин вспоминает, что в семидсятые-восьмидесятые годы в селе было много молодежи. На кинопоказы и концерты собирался полный зал. А вокально-инструментальный ансамбль малиновского Дома культуры был одним из самых популярных в Михайловском районе, выступления коллектива и сейчас вспоминают. Кстати, Дом культуры и библиотека в селе по-прежнему работают.

На улице встречаю почтальона Галину Чаплышкину. Она коренная жительница Малинок. «Когда одиннадцать лет назад в село провели газ, мы свет увидели. До этого печки топили дровами и углем, – говорит женщина. – А вот с транспортным сообщением у нас плоховато, потому что автобус до Михайлова ходит два раза в неделю. Когда в другой день надо в райцентр поехать, если нет своей машины, такси нанимаем, а это накладно».

В Малинках недавно отремонтировали ФАП. Только мед­работник уже в преклонном возрасте и собирается уходить на пенсию. Среди жителей Малинок нет человека, который сможет ее заменить. Владимир Соломатин говорит, что если в село приедет медик, то хозяйство готово предоставить ему служебное жилье в благоустроенном доме и гарантирует подъемные и ежемесячные выплаты.

Мечты сбываются

Марина Кожикова с детства любила животных. Она вспоминает, что в доме всегда были кошки. Когда пришло время определяться с профессией, Марина выбрала ветеринарию. Родственники поддержали.

В сентябре прошлого года девушка из Рыбновского района переехала вместе со своими питомцами – северным оленем и двумя собаками – в Малинки. Трудится на сельхозпредприятии по специальности. «Мне нравится в этом селе. Рада, что есть возможность заниматься любимым делом», – признается Марина.

На вопрос, как решилась на то, чтобы завести оленя, моя собеседница отвечает, что несколько лет мечтала о нем, копила деньги на его приобретение. А потом увидела в Интернете объявление, что в Подмосковье закрывается контактный зоопарк. Среди выставленных на продажу зверей был и северный олень Балто. Марина купила его. Говорит, что ни разу не пожалела.

По словам Марины, поначалу, увидев экзотическое животное, соседи удивлялись, машины резко тормозили, а водители и пассажиры просили разрешения сфотографироваться. Сейчас местные жители привыкли, детишки частенько приходят к Балто, приносят ему лакомства.

Марина надеется, что эта зима все-таки порадует снегом и морозными деньками, и тогда Балто можно будет запрячь в упряжку. Навыкам езды оленя обучали на севере, еще до того, как он попал в контактный зоопарк.

Место силы

Духовный центр села – храм Архангела Михаила. Он не избежал участи многих церквей и с 1965 по 1988 год был закрыт. Здесь располагался зерновой склад. Большинство икон было безвозвратно утеряно, но некоторые местным жителям все же удалось спасти.

Одна из наиболее почитаемых святынь храма Архангела Михаила в Малинках – древнее деревянное распятие Христа Спасителя с предстоящими Божией Матерью и апостолом Иоанном Богословом. К сожалению, композиция неполная, потому что не сохранилась фигура Марии Магдалины, стоящей на коленях и лобызающей ноги распятого Христа. Говорят, что после закрытия церкви ее сожгли в печке вместо дров.

История о том, как эта святыня попала в рязанскую глубинку, поистине удивительная. Композиция когда-то принадлежала жителю Италии. Он использовал резные иконы не по назначению: сначала они служили помостом, на котором полоскали белье, затем их как украшение поставили в конюшню. Владелец села Малинки Алексей Петрович Мельгунов, находясь по служебным делам за границей, узнал о поругании икон и решил их выкупить. Однако итальянец не хотел продавать, поэтому в надежде на отказ покупателя предложил заплатить столько золота, сколько весит вся композиция. Ее взвесили, и она оказались равной по весу трем золотым монетам того времени. Мельгунов выкупил резные иконы для своего подмосковного имения. По дороге туда их завезли в Малинки и на время оставили в церкви (еще деревянной). А когда собрались дальше в путь, лошади не захотели идти. Никакие ухищрения не помогли. Тогда решили, что святыня должна остаться тут. Возможно, благодаря этому она до сих пор цела, ведь после революции имение в селе Суханово было полностью разгромлено и разграблено.

В июне 1988 года архиепис­коп Рязанский и Касимовский Симон торжественно открыл храм в Малинках. И потихоньку жители стали возвращать в церковь старинные иконы.

Вероятно, икона «Преображение Господне» когда-то находилась в центральном иконостасе. Святыню в храм после смерти своей матери из соседнего села принес мужчина. Теперь он часто приезжает сюда, подолгу стоит у иконы, молится, вспоминает детство и родителей.

Требуют реставрации изображенные на стенах библейские сюжеты. Они написаны уже после открытия храма, в девяностые годы, при настоятеле отце Андрее (Крехове). Ныне он архимандрит Свято-Троицкого мужского монастыря в Рязани.

В трудах и молитве

Протоиерей Димитрий Челноков почти девятнадцать лет является настоятелем храма Архангела Михаила. В Малинки молодого священника с женой направили сразу после окончания семинарии. «Никто не верил, что задержимся надолго. У батюшки в то время отец был благочинным Михайловского района, поэтому многие считали, что мы скоро уедем. У нас же таких мыслей не возникало», – вспоминает матушка Ольга.

Все эти годы отец Димитрий вместе со своей семьей и прихожанами занимается восстановительными работами. Первые помощники в храме – прихожане Надежда Толгатовна Ахметова, Валентина Александровна Золотникова и Людмила Алексеевна Березина.

Несколько лет назад местное сельхозпредприятие помогло поменять кровлю в храме и провести в него газ. Сейчас прихожане ремонтируют центральный придел, названный во имя архангела Михаила. Надеются успеть к Пасхе.

В храме светло и уютно. Иконы украшены кружевом и цветами. «Не всегда можем приносить живые, поэтому делаем композиции из сухих цветов, заготавливаем их заранее», – улыбается матушка Ольга. Она – регент, следит за порядком, печет просфоры и поет на клиросе вместе со своей мамой, Любовью Николаевной Панковой, дочкой Машей, Ниной Дмитриевной Барановой и Людмилой Александровной Носковой.

Матушка Ольга рассказывает, как когда-то ей, городской жительнице, пришлось привыкать к сельскому быту. «Всему научилась: и огород сажать, и за садом ухаживать, и со скотиной управляться. Как же в селе без животинки? – говорит матушка Ольга. – Одно время четырех коров, двух бычков, кур, уток и гусей держали. Хорошее подспорье для большой семьи, но и труда много».

У батюшки с матушкой – пятеро детей, и даже внук уже есть. Старший сын Михаил служит в армии, дочь Мария учится в Рязанском художественном училище имени Г.К. Вагнера, Ваня и Дима – школьники, а младшему Толе – пять лет. Детского сада в селе нет, поэтому он каждый день с родителями в храме.

Пока беседуем с матушкой Ольгой, ей несколько раз звонит отец Димитрий. Он в этот день в отъезде: выступает с концертом в составе ансамбля священнослужителей Рязанской епархии в колонии. «Это тоже важная миссия священнослужителя – нести свет Божий тем, кто оступился», – отмечает моя собеседница.

Она проводит меня по храму, рассказывает об иконах так, что можно заслушаться и потерять счет времени. Потом матушка Ольга угощает душистым чаем с малиновым вареньем и приглашает вновь приехать в гости.

 


Малинки – малая родина поэта Серебряного века Петра Шамова. Он был хорошо знаком с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским и многими другими поэтами, драматургами и писателями того времени. Литературоведы считают, что именно Петр Шамов – прототип Ивана Бездомного в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.