На твердую «четверку»


148

Что нужно сделать, чтобы Рязань приятно удивляла туристов?

В ближайшее время в России будет принята Стратегия развития туризма до 2035 года. Ее проект уже стал доступен общественности.
Но данные, опубликованные в документе, не воодушевляют. Так, например, места размещения, имеющиеся в регионах, заполняются в среднем не более чем на 35%. Более 50% налогов, собранных от коллективных средств размещения и учреждений общественного питания, аккумулируются в столичных центрах – Москве и Санкт-Петербурге. Туристская активность россиян остается пониженной – лишь 46% жителей страны в последние пять лет отдыхали вне своего региона.
О том, как обстоят дела в нашем регионе и что предпринимается для того, чтобы развивать внутренний и въездной туризм, рассказывает генеральный директор Центра развития туризма Оксана Кутукова.

Р.В. – Оксана, совсем недавно Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» опубликовал исследование, посвященное туристической привлекательности российских регионов, их потенциалу в этой сфере и популярности у иностранных туристов. Мы в этом рейтинге занимаем позицию твердых хорошистов. Вы согласны с такой оценкой?

О.К. – Ну, прежде всего, я очень предвзято отношусь к рейтингам в принципе. Кто составляет? По каким критериям? Какие задачи ставят перед составлением рейтингов? И, безусловно, крайне редко согласна с результатами рейтингов, исходя даже из того, какие регионы и их успехи в туризме видела и анализировала лично. Но коль мы «твердые хорошисты» – значит, нам, как минимум, есть к чему стремиться. Мы трезво оцениваем наши возможности и потенциал. Я бы позиционировала наш регион так: камерная провинция недалеко от столицы. Потому как с точки зрения логистики мы действительно очень близко к столичной инфраструктуре, но в то же время, чем ближе подъезжаешь к Рязани, тем больше чувствуешь город, концентрируешься на мелочах, замечаешь характерные детали. Отдых от digital, неспешные прогулки, местный колорит, кухня, истории – по-моему, прекрасный вариант короткого выходного дня.
Загородные комплексы ничем не уступают по инфраструктуре и сервису многим европейским и предоставляют прекрасную возможность остаться отдох­нуть на более долгий срок. Но при этом нет визовых формальностей, предполетных хлопот.
Все более качественным становится событийный календарь. Все чаще есть возможность совместить отдых с посещением интересного события.
Развивается гастрономический, медицинский, спортивный туризм. Все больше в отрасли предпринимательских инициатив.

Р.В. – Оксана, по плану разработчиков Стратегии развития туризма в Российской Федерации к 2035 году произойдет увеличение в два раза количества внутренних туристских поездок на одного жителя Российской Федерации. Сейчас это 0,4 поездки на одного жителя. Это возможно? И что нужно, на ваш взгляд, для такого скачка?

О.К. – Необходимо, на мой взгляд, агрессивное, не побоюсь этого слова, продвижение, понятная федеральная стратегия, в которую бы встраивались регионы. Понятный межрегиональный событийный календарь. Поддержка в продвижении самых ярких событий на федеральном уровне. Упрощение визового режима. Поддержка создания инфраструктурных объектов на федеральном и региональном уровнях. Увеличение маркетинговых бюджетов. Создание цифровых туристских экосистем с возможностью брони сервисов и услуг в России из любой точки мира.

Р.В. – А на региональном уровне что можно сделать и что делается?

О.К. – Если мы говорим про иностранных туристов, то нам необходимо четко позиционироваться относительно столицы. Должен быть грамотный, с точки зрения маркетинга, продукт в связке «Столица – провинция». Подача Рязани как типичного провинциального города, без посещения которого впечатления от России останутся незаконченными. Допускаю, что это могут быть города Коломна – Зарайск – Рязань. И чем быстрее мы займем эту нишу, тем быстрее продвинемся с точки зрения приема иностранных гостей.
Следующим шагом должно быть повышение уровня сервиса и информационного комфорта. Помимо англоговорящего визит-центра, должны быть мультилингвальные онлайн- и оффлайн-ресурсы для гостей. Повторюсь про необходимость создания цифровых экосистем. Некоторые шаги в этом направлении уже делются. Визит–центр все чаще консультирует англоговорящих гостей, переводит свои ресурсы на разные языки. Центр развития туризма, в свою очередь, начал совместно с бизнесом индустрии гостеприимства активную работу по созданию Единого каталога для гостей нашего региона с грамотно выстроенной и востребованной информацией для них: где остановиться, где поесть, что посмотреть, где отдохнуть, совершить поход по магазинам или купить местные продукты, как и у кого заказать экскурсии.
Каталог, помимо отелей, будет размещаться для бесплатного пользования во всех точках контакта с гостями. Выпуск его запланирован на начало июля. В дальнейшем планируем выпускать каталог на регулярной основе.
Что касается сервиса, то тут мы, к сожалению, не можем напрямую повлиять на его качество. Но опосредованно, через обучающие семинары, аудиты, обучающие мероприятия разного формата, мы стараемся развивать отрасль в этом направлении изо всех сил. У меня есть амбициозная задача выйти на лидирующие позиции в межрегиональных рейтингах по уровню сервиса, если такие рейтинги существуют.

Р.В. – Совсем недавно ЦРТ пригласил представителей региональной индустрии гостеприимства принять участие в фотосессии «Баба рязанская». Что это за акция?

О.К. – Фотосессия была организована в поддержку бренда «Баба рязанская» как антипода устоявшемуся стереотипу бабы провинциальной, яркой, крикливой, вызывающей, нелепо выглядящей. Мы хотим показать нашим будущим туристам современную, волевую, собранную, гостеприимную леди, в которой гармонично сочетаются женственность и поэтический образ с динамичным образом жизни, осознанностью и созиданием. В фотосессии участвовали управляющие гостиничными комплексами, частными музеями, рестораторы и другие представители индустрии гостеприимства. Сам бренд «Баба рязанская» будет использоваться в концепции предстоящего события «Рязань – Новогодняя столица». И акция отлично впишется как маркетинговая составляющая концепции в том числе.

Р.В. – На тему проведения Нового года в Рязани, которая удостоена статуса Новогодней столицы, в начале недели прошла стратегическая сессия, собравшая представителей музеев, отелей, гостиниц и даже товаропроизводителей. Каковы ее итоги?

О.К. – Сессия, как вы знаете, была не первой. Модератором встречи «Интеграция бизнес-сообщества Рязани в городскую программу «Рязань – столица Нового года-2020» выступил управляющий партнер по России и СНГ компании Service Design Agency Роман Золин. И вновь нашей задачей стало объединение бизнес-сообщества единой концепцией празднования. Мы представили туристской отрасли проект празднования Дня рождения Нового года в России. Это уникальная на данный момент идея – отметить 320-летие празднования на Руси Нового года, вписав в это действо все возможные локации с ресторанами, отелями, музеями и даже рязанской продукцией. То есть интегрировать бизнес в проект.
Мы обозначили ключевые идеи будущего продукта, спроектировали портреты основных потребителей, вместе продумывали варианты интеграций. Благодаря внешнему эксперту, нашим компетенциям и активному участию бизнеса работа получается профессиональной, и полученный продукт должен быть очень жизнеустойчивым независимо от статуса.

Р.В. – Какие туристические ниши, на ваш взгляд, остаются незамеченными либо недоработанными в том объеме, в каком хотелось бы?

О.К. – Несмотря на то что Рязань воспринимается как направление для культурно-познавательного туризма, мне бы хотелось больше внимания уделить спортивному туризму, деловому, экологическому, промышленному. И хотя грамотнее, с точки зрения маркетинга, концентрироваться на одном-двух направлениях, мне хочется, чтобы Рязань «звучала» во многих видах туризма. Чтобы каждый, кто поехал в Рязань за чем-то «своим», уезжая, сказал: «Рязань меня приятно удивила!»

Беседовала Екатерина Детушева