№16 (6220) от 01 февраля 2024

Как противостоять мобильным мошенникам, чтобы ваши денежки не утекли на их счета

Мошенники всё чаще пытаются похищать деньги граждан. В качестве основного инструмента для этого они используют методы социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.

Полиция и банкиры объединяют усилия в борьбе со злоумышленниками

Сотрудники УМВД России по Рязанской области, руководство регионального отделения Сбербанка РФ и Банка России пригласили журналистов на пресс-конференцию. Повод: в прошлом году потери денег со счетов граждан по сравнению с 2022 годом увеличились на 11,5% и составили 15,8 млрд рублей. Прежде всего страдают доверчивые люди, которые с первой же минуты разговора по телефону верят, что им звонят из ФСБ, службы безопасности банка, от мобильного оператора, чтобы продлить договор, хотя он бессрочный. Мошенники – народ изобретательный, постоянно придумывают новые схемы обмана. Финансисты составили психологический портрет жертвы телефонных мошенников.
– В прошлом году жертвой мошенников чаще всего становилась работающая женщина в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и образования, проживающая в городе. Еще год назад пусть незначительный, но был перевес у мужчин. Обычно жертвы сообщали мошенникам данные карты и коды из смс-сообщений либо сами переводили им деньги. И только примерно треть пострадавших от мошеннических действий по факту хищения денег обращались с заявлением в свой банк. Сразу хочу сказать, что это неверное решение. Да, в ситуации, когда вы сами отдали деньги злоумышленнику, вы не можете рассчитывать на то, что банк их вернет. Но вы можете помочь найти преступника или хотя бы лишить его некоторых инструментов преступной деятельности, – говорит начальник отделения по Рязанской области Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Сергей Кузнецов.
Заместитель начальника управления уголовного розыска УМВД России по Рязанской области Дмитрий Чижов сообщил, что для хищения денег граждан мошенники постоянно придумывают новые сценарии, в основе которых лежит психологическое воздействие. Аферисты заставляют человека раскрыть свои личные и финансовые данные, перевести им сбережения или взять кредит с последующей передачей денег. Чтобы вывести жертву из спокойного состояния и отключить логическое мышление злоумышленники могут запугивать, торопить или, напротив, заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой.
Согласно статистике, мобильное мошенничество обладает стойкой тенденцией роста. Против граждан России с территории недружественных государств действуют целые мошеннические колл-центры. По данным полиции, за 2023 год в Рязанской области зарегистрировано 1266 фактов мошенничеств в сфере информационных технологий, что в 1,4 раза больше по сравнению с 2022 годом. Ущерб для потерпевших превысил 493 млн рублей.

Меры принимаются

Дело в том, что цифры по хищению могли бы быть еще больше, если бы не постоянная работа по противодействию кибермошенничеству. В прошлом году Банк России инициировал блокировку более 575 тысяч мошеннических телефонных номеров. На три четверти снизилось количество звонков с использованием городских номеров.
В ответ на то, что мошенники активно используют для хищения денег социальные сети и мобильные приложения, Банк России инициирует их блокировку. За 2023 год была прекращена работа почти 4,5 тыс. страниц в социальных сетях и трех десятков мобильных приложений. В прошлом году банки России отразили 34,8 млн попыток кибермошенников похитить деньги у граждан. Удалось сохранить 3,8 трлн рублей.
Активно работают и сотрудники полиции. В 2023 году они раскрыли 156 дистанционных мошенничеств (в 2022 году – 134), к уголовной ответственности привлечено 76 лиц, совершивших эти преступления.
По словам Дмитрия Чижова, в связи с изменениями в Федеральном законе «О связи» и КоАП РФ правоохранительные органы имеют право принимать меры к операторам связи за пропуск международных звонков с использованием подмены номера. Мера оказалась действенной. Подмена номера при совершении дистанционных мошенничеств практически прекратилась, однако злоумышленники стали использовать обычные абонентские номера российских операторов сотовой связи и социальные мессенджеры.

Не спеши и хорошо подумай

– Уже в июле 2024 года вступит в силу закон, который призван дополнительно защитить людей и дать им время на обдумывание своих действий. Уже несколько лет специальное подразделение Банка России ФинЦЕРТ ведёт базу данных, в которой учитываются удачные и неудачные попытки перевода денег без согласия их владельца. Информацию о таких случаях передают банки и некредитные финансовые организации. Если клиент заявил, что с какой-то операцией не согласен, то банк сообщает нам. Банки имеют доступ к базе ФинЦЕРТ. С 25 июля они, прежде чем провести перевод, должны проверить номер карты или счета получателя и убедиться, что их нет в списке тех реквизитов, которые были связаны с мошенниками, – рассказывает Сергей Кузнецов.
Когда человек посылает деньги на подозрительный счет, банк обязан приостановить такую операцию на два дня и одновременно сообщить клиенту, в чем причина этого решения. На эти два дня отправитель получает возможность всё обдумать и отказаться от перевода. Более того, если банк такую проверку не проведет, а сразу отправит деньги на счет, то ему придется вернуть клиенту всю сумму. На это у банка будет 30 дней с момента получения заявления от пострадавшего.
Дело в том, что, как правило, пострадавший осознает, что стал жертвой мошенников, спустя несколько часов или на следующий день, когда отменить перевод невозможно, а злоумышленники уже вывели деньги. Поэтому и было важно на законодательном уровне ввести двухдневный период охлаждения.
Еще одна новация этого закона в том, что банки будут должны отключать доступ к дистанционному обслуживанию дропперам. Это люди, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Если информация о совершенных противоправных действиях поступила от МВД, то такому человеку закроют возможность дистанционно что-то сделать с деньгами. Сейчас эти сведения кредитные организации получают от Банка России.
Негативная тенденция последнего времени выражена ещё и в том, что люди переводят мошенникам не только свои деньги, но и берут кредиты. По оценкам Банка России, каждый четвертый похищенный рубль – это заемные средства. В итоге человек получает эти деньги наличными, идет в банкомат и кладет их на счет, который ему назвали злоумышленники. Тут важна работа в банках. В некоторых кредитных организациях действует правило «второй руки», когда надо, чтобы, к примеру, родственник подтвердил заявку на кредит. Есть скрипты, которые разработаны для кредитных менеджеров.
– На уловки мошенников попадаются люди абсолютно разного возраста, образования и уровня благосостояния. И, конечно, главной защитой является только повышение уровня финансовой грамотности населения. Для этого и мы проводим большую работу со всеми слоями населения – от школьников до пенсионеров, и участники рынка. Мы очень благодарны СМИ, ведь вы помогаете раз за разом доносить до людей правила безопасности, рассказываете о новых схемах. Надеюсь, что эта работа будет продолжена, – говорит Сергей Кузнецов.
В течение последних лет правоохранительные органы и банки проводят обширную работу по повышению финансовой грамотности граждан, информируют об уловках дистанционных мошенников. Участники пресс-конференции рассказали о правилах интернет-гигиены, дали рекомендации о том, как не стать жертвой мошенников при покупке товаров с помощью интернета.

Вячеслав Астафьев