Занятия в мастерских

№51 (6056) от 15 июля 2022

Выпускники Рязанского педагогического колледжа проблем с трудоустройством не испытывают

В этом учреждении среднего профессионального образования с более чем полувековой историей готовят педагогические кадры, опираясь на крепкие традиции и в полном соответствии с требованиями времени. Колледж выпускает учителей начальных классов, учителей физкультуры и воспитателей дошкольных учреждений. В настоящее время у Рязанского педколледжа есть филиал в Касимове (им стало бывшее местное педагогическое училище). Кто сегодня приходит учиться и какие возможности есть в колледже для студентов?

– Из педагогических специальностей самая востребованная – преподавание в начальных классах, – говорит директор Рязанского педколледжа Марина Ивановна Денисова. – В прошлом году проходной балл аттестата будущих учителей начальной школы составил более 4,5 балла. На всех других он был не ниже 4 баллов. В этом году приемная комиссия работает, говорить о конечных баллах пока рано, но желающих у нас учиться много.

Р.В. – Как вы считаете, почему?

М.Д. – По сложившейся традиции в педучилище упор в обучении делается на практику. И такой годами выверенный подход в подготовке сегодня особенно востребован. Об этом свидетельствуют данные о трудоустройстве молодых специалистов. Более 60 процентов наших выпускников и в Рязани, и в Касимове ежегодно устраиваются на работу по специальности. Нехватка учителей в школах – проблема, к сожалению, актуальная. К тому же строятся новые школы, а в уже существующих происходит здоровая ротация кадров. Вот почему наши выпускники особенно нужны в школах.
Кроме того, к нам обращаются с просьбой помочь найти учителя. Обычно мы отправляем в такие школы своих студентов на практику, чтобы школа и старшекурсники присмотрелись друг к другу и определились. Для нас в первую очередь, конечно, важно самоопределение в профессии наших студентов. Уже на четвертом курсе 10–15 процентов будущих учителей начальных классов и физкультуры, да и воспитателей совмещают учебу и работу. Это не просто, но так есть. Важно и то, что обучение по педагогическим специальностям бюджетное.
Отрадно, что в первый год после окончания колледжа более половины выпускников поступают учиться заочно в РГУ имени С.А. Есенина. Иными словами, они понимают, что педагогу необходимо высшее образование. При этом каждый может не только продолжать учебу по своей специальности, но и расширять свой педагогический диапазон, выбрав логопедию, дефектологию, психологию или учебные предметы. Ведь, когда у тебя больше возможностей расти и развиваться в профессии, ты становишься другим учителем.

Р.В. – Стремление профессионально расти очень важно для педагога. И закладывается оно во время учебы. Как в колледже ведут эту работу со студентами?

М.Д. – Два года назад мы получили грант в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». На его средства – более 12 миллионов рублей – и на средства из областного бюджета в качестве софинансирования – около 6 миллионов рублей – в колледже созданы четыре оснащенные самым современным оборудованием мастерские. В них проходит теоретическая и практическая подготовка по специальностям «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование» и «Физическая культура, спорт и фитнес». Например, будущие учителя физкультуры осваивают эллипсоидные тренажеры для аэробных нагрузок, а в распоряжении будущих учителей начальных классов – мобильный планетарий и цифровые микроскопы. Так что наши студенты и в Рязани, и в Касимове учатся, используя новейшее оборудование и технологии. И после окончания колледжа обладают всеми необходимыми профессиональными компетенциями.
На профильные предметы для первокурсников мы даем больше часов. И еще. В рабочих программах мы стараемся давать профильные темы для индивидуальных учебных проектов студентов.

Р.В. – Чтобы работать в духе времени, а именно в условиях новых вызовов и стремительных перемен, преподавателям тоже нужно постоянно учиться…

М.Д. – Для работы со студентами в новых мастерских наши преподаватели прошли необходимую переподготовку. И в течение этих двух лет повышают квалификацию на специальных курсах. Преподаватели обязаны быть в курсе новых подходов к работе. В частности, впереди повсеместное внедрение итогового демонстрационного экзамена. Его цель – проверить, умеет ли выпускник применять навыки и знания на практике, в том числе в неожиданных, нестандартных ситуациях. В колледже мы уже несколько лет готовим выпускников к демонстрационному экзамену, внедряя его элементы в промежуточную аттестацию.
Во все времена педагогу важно свою профессию любить. И наше время не исключение. Считаю, что все, кто остается у нас работать, преданы делу. Из 33 педагогов в штате колледжа в Рязани 15 – его выпускники разных лет. Думаю, это говорит об очень многом. И о самом главном – коллектив готов идти вперед.

Р.В. – Как изменились отношения «преподаватель – студент»? Чем современные студенты отличаются от тех, кто учился несколько лет назад?

М.Д. – Время отражается на всех. Нельзя жить и в изменяющихся условиях не меняться. Это очевидно, и это надо принимать. Мы понимаем, что молодые люди, которые к нам приходят, должны состояться и в жизни, и в профессии. А мы должны им в этом всячески помочь. Профессия педагога – из тех, которая потребуется человеку в дальнейшей жизни, даже если он работать учителем не будет. Он вспомнит о ней, когда будет родителем, когда будет строить отношения с другими людьми. Это важно для всех.
Мы стараемся своих студентов интегрировать в жизнь, как в обычную студенческую, так и в профессиональную. В колледже сейчас развиваем систему наставничества. Старшекурсники по специальностям являются наставниками для первокурсников. Они проводят совместные мероприятия. А в конце августа старшекурсники знакомят первокурсников с колледжем и во время обхода пространства и экскурсий налаживают общение.
С этого учебного года в колледже введен институт кураторов. Кураторы показывают, как наши выпускники потом на работе должны общаться с родителями.
Примечательно, что в выпуске колледжа 2022 года двое мужчин, оба – учителя начальных классов. Один из них – Иван Моисеев. Он внук первого директора Рязанского педучилища Нины Федоровны Гулиной и сын преподавателя колледжа Натальи Борисовны Моисеевой. Такая получилась династия. Случай, конечно, единичный. Но мы гордимся.

Р.В.– Спасибо за интересный разговор!

Беседовала Людмила Трухина
Фото с сайта Рязанского педагогического колледжа