С запасом прочности


25

В прошлом году туристско-экскурсионный поток в Рязанскую область увеличился на 100 тысяч человек, достигнув 1 640 000

Что этому способствовало и как в дальнейшем регион планирует привлекать туристов? В преддверии Международного дня туризма мы говорим о развитии туриндустрии нашего региона с заместителем министра туризма и культуры Ольгой Голевой.

Туризм – межотраслевое направление

Р.В. – Ольга Николаевна, этот месяц был особенно насыщен различными крупномасштабными профессиональными турсобытиями. Впервые в России прошла Генассамблея Всемирной туристской организации, участие в которой приняли и вы. В своем видеообращении к ее участникам Владимир Путин пообещал более эффективную поддержку туристической отрасли. О чем именно шла речь?

О.Г. – Одной из главных тем обсуждения в рамках ассамблеи стало, конечно же, рассмотрение основных векторов «Стратегии развития туризма в нашей стране до 2035 года», обсуждение ключевых вопросов по решению глобальных задач, стоящих перед туристической сферой. Это комплексное развитие внутреннего и въездного туризма, усиление его социальной роли, увеличение доступности туристических услуг. План мероприятий стратегии включает совершенствование профильного нормативно-правового регулирования, продвижение туристских программ и проектов, обеспечение транспортной доступности туристических локаций, развитие культурно-познавательного, детского, экологического, делового туризма. В реализации стратегии планируется участие ведомств, ответственных не только за развитие туризма, но и за транспорт, экологию, образование, культуру и культурное наследие.
Туризм очень много от кого и чего зависит. И от того, насколько сбалансирована будет стратегия, от того, насколько эффективно будет организована работа и взаимодействие между ведомствами, зависит конечный результат развития и достижения туристической отрасли в целом.

Стратегические вопросы

Р.В. – Каких показателей планируется достичь по России и как наш региональный туризм вписан в эти планы?

О.Г. – Предполагается, что в результате реализации стратегии к 2035 году количество внутренних турпоездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристических услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза. Стратегия должна решить две основные задачи – создать конкурентоспособный турпродукт и сделать его востребованным и доступным. Для этого предполагаются инвестиции во все виды туристической инфраструктуры, субсидирование успешных проектов в сфере туризма за счет льготных кредитов и налоговых льгот, упрощение визовых формальностей, улучшение подготовки кадров для туризма.
У нас нет отдельной региональной стратегии развития туризма, и наши стратегические планы вписаны в общую стратегию развития области. Цели и задачи развития региональной туристической отрасли во многом созвучны тому, что предлагается в рамках стратегии РФ: развитие системы продвижения, развитие приоритетных видов туризма, повышение инвестиционной привлекательности туристической индустрии.

Продвигая Новогоднюю столицу-2020

Р.В. – Ольга Николаевна, в этом месяце представители туриндустрии приняли участие еще в двух отраслевых мероприятиях, как раз направленных на представление нашего потенциала. Что именно и где продвигали?

О.Г. – Мы приняли участие в юбилейном 25-ом Международном форуме-выставке по туризму «ОТДЫХ Leisure 2019». Участвовали 35 стран мира, среди которых традиционно – Индия, Таиланд, Египет, Марокко, Китай и страны Европы, а также 41 регион России, представившие свои туристические маршруты и проекты для российских и иностранных специалистов и прямых клиентов. Стенд нашей области на выставке был посвящен Новогодней столице России. А логичным продолжением презентации темы «Рязань – Новогодняя столица России-2020» стали Дни Рязанской области в Зарядье, где проходил IV Фестиваль Русского географического общества. Сотрудники туристического информационного центра Рязанской области довольно широко представили наш проект сначала на форуме, а затем на фестивале, в которых участвовали и российские, и зарубежные туристические компании. Все желающие смогли познакомиться с деятельностью и предоставляемыми услугами недавно открытого спортивно-туристического комплекса «Экопарк Поляны», ТРК «Окская жемчужина», ГРК «Старый город», которые входят в состав туристическо-рекреационного кластера «Рязанский», Музея рязанского леденца, программами туркомпаний «МК-тревел» и «Центр-Тур».
Выставка прошла при поддержке Рязанского экспортного центра. По сути, именно бизнес стал инициатором нашего участия в этом проекте. Надеюсь, отдача будет. На ближайшее время запланирована серия презентаций по новогодней столице для московских туроператоров.

Деловой активности недостаточно

Р.В. – Наверное, уже с большой долей уверенности можно сказать, что познавательный и событийный туризм в нашей области развивается успешно. А что пока «пробуксовывает»?

О.Г. – Деловой туризм. Причем потенциал его, на мой взгляд, огромен. Между областью и ассоциацией «Национальное конгресс-бюро» подписано соглашение по развитию делового направления. Мировой опыт показывает, что проведение крупных международных мероприятий дает значимый экономический эффект в различных секторах экономики. Правительства многих стран мира, региональные и местные власти целенаправленно содействуют созданию соответствующей инфраструктуры, совершенствованию транспортной системы, строительству гостиниц и конгрессных площадок. И наша область, где хорошо развита гостиничная инфраструктура, могла бы стать площадкой для проведения мероприятий крупных компаний, крупных форумов. Как утверждают специалисты конгресс-бюро, проведение любого делового мероприятия всегда должно показывать плюсы самого региона – в чем мы преуспели в деловом плане, то есть передовые технологии, инновации. У нас в регионе должны заработать такие презентационные для деловой сферы площадки, как «Технониколь» – передовики внедрения бережливого производства в России, «Русская кожа», активно продвигающая экологические программы, наши крупные сельхозпредприятия также могут участвовать…. Еще одним «центром притяжения» для проведения крупных корпоративных или международных деловых форумов может стать деятельность нашей Рязанской ассоциации медицинского туризма. В прошлом году РАМП «Мещерский край здоровья» организовал межрегиональную конференцию с иностранным участием, на которой обсуждали перспективы развития медицинского туризма в регионах. Надеюсь, они эту тему не оставят и в будущем.

Что, кроме «Тропы Паустовского»?

Р.В. – Экологический туризм – направление, в принципе, для страны новое. Насколько оно развито в нашем регионе?

О.Г. – В Рязанской области немало мест, привлекательных для экотуристов. Территорию Рязанского, Клепиковского, Спасского и Касимовского районов охватывает Мещера, которая по неповторимости сочетания разнообразных водных и лесных комплексов, по оценке «Гринпис», не имеет себе равных в Европе. В настоящее время на территории Мещеры находятся такие крупные особо охраняемые природные территории, как Окский заповедник и Национальный парк «Мещерский». И если мы говорим об экологическом туризме в нашем регионе, то скорее подразумеваем такой продукт. Все эти объекты находятся в федеральной собственности, и здесь есть определенные сложности. Тот же парк «Мещерский» имеет огромный потенциал, это уникальный ресурс, который на данный момент практически не интегрирован в туристическую деятельность и не предлагает качественного туристического продукта. Практически отсутствует его продвижение: турист о нем ничего не знает, у парка нет даже своего сайта, не говоря уже о каких-то интерактивных программах посещения этого места. Регион предпринимает определенные шаги по изменению данной ситуации: в рамках экономического форума в Сочи состоялась встреча губернатора Н.В. Любимова с министром природопользования РФ Кобылкиным, где были достигнуты договоренности о совместной работе по развитию данного объекта как туристической дестинации. В частности, в этом году начнется разработка концепции туристического освоения Мещеры. Хотим понять, насколько ресурс уникален, на основании чего можно сформировать турпродукты, интересные туристам, как вовлечь в эту работу местных жителей. На сегодняшний день самыми популярными предложениями парка являются «Тропа Паустовского» и сплавы на байдарках по реке Пре. А ведь здесь есть торфяное производство, великолепная озерная цепь, памятники археологии, остатки узкоколейки, места, связанные с рязанским художником Архиповым. Все это – огромные возможности для развития туристических образовательных программ для детей по темам: литература, окружающий мир, экология, археология. Огромные возможности для продвижения Мещеры как эколитературного направления. Насколько я знаю, ни одно другое ООПТ в России этим похвастаться не может.

По миллиону на развитие

Р.В. – В Рязани появляется все больше частных музеев. Оригинальных, интерактивных, посещаемых. Эту инициативность граждан министерство планирует как-то поддерживать?

О.Г. – Да! Это тот самый культурно-познавательный туризм, который является одним из приоритетных направлений в регионе. Со следующего года планируем начать поддержку людей, которые реализовывают проекты по созданию музеев. Грант составит 1 миллион рублей. Надеемся, что нам удастся таким образом поддержать активных, инициативных людей, готовых развивать свой регион и вкладываться в такого рода бизнес-проекты.

Р.В. – Ольга Николаевна, а турбизнес, который готов вкладывать деньги в развитие области, развивается за счет внешнего или внутреннего туриста? И какие перспективы развития у него есть?

О.Г. – 99 процентов – это туристы из России. Их более 400 тысяч в год, посетителей (экскурсантов) более миллиона, в то время как из других стран к нам в гости приезжают чуть больше 20 000. 80 процентов наших туристов – москвичи. Перспективным направлением работы остается привлечение к нам туристов из Воронежа, Самары, Санкт-Петербурга – это города-миллионники, которые логистически расположены удобно по отношению к Рязани. Именно с ними нам в ближайшем будущем и предстоит работать. Но пока могу сказать, что по Москве и Подмосковью использованы далеко не все возможности. Мы готовы увеличить туристско-экскурсионный поток процентов на 30 за счет туров выходного дня.


Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Соответствующее распоряжение вступит в силу с 1 января 2020 года.
По итогам реализации стратегии доходы от иностранного туризма должны достичь $25 млрд к 2035 году, вклад туризма в ВВП – 7%, а сама Россия занять десятое место в списке самых популярных у туристов зарубежных стран.