№59 (5964) от 6 августа 2021
Почему полуправда хуже молчания? По каким причинам рушатся «системы»?
И обязательно ли нужно съесть пуд соли, чтобы стать солью земли?
Игорь Алексеевич Чернов пришел в журналистику из милиции. Сначала, как водится, были занятия в школе юных корреспондентов, заметки в газету «Рязанский комсомолец». Неожиданно выпускника литфака пединститута с красным дипломом привлекли будни сотрудников уголовного розыска. Там и закалялся характер будущего корреспондента и руководителя СМИ. Другой школой жизни стала работа в детском приемнике-распределителе. Рассказы и поступки малолетних скитальцев навсегда внедрили в сознание молодого педагога: «Доверяй, но проверяй». Это потом очень пригодилось ему в журналистике.
– После нескольких лет работы в редакции общественно-политических передач областного радио вы возглавили газету «Рязанский комсомолец». Наверняка у вас были свои представления о том, как должна выглядеть областная молодежная пресса. Удалось совместить, а вернее, примирить желаемое с действительным? Ведь годы были, как сейчас говорят, застойные.
– Конечно, хотелось делать газету поживее и поострее. Без компромиссов не обошлось, но и говорить неправду мы себе не позволяли. Самой выигрышной темой были рассказы о людях, и нашим корреспондентам удавалось найти достойных героев с интересными судьбами.
У молодых журналистов фантазия бурлила. Именно в недрах «РК» 80-х годов родился знаменитый фестиваль танца «Черный кот». Придумал его молодой сотрудник «РК» Игорь Крысанов. Случайность или нет, но черный и Чернов слова однокоренные.
– И вдруг – резкий поворот в судьбе, уход на телевидение. Это был личный выбор или, как говорили тогда, бросили по партийной линии?
– Однажды меня пригласил к себе первый секретарь обкома партии Павел Александрович Смольский и предложил должность заместителя председателя ГТРК «Ока» по телевидению. Организовать с нуля редакцию телевидения в Рязани было чрезвычайно трудно. Особенно беспокоил кадровый вопрос. Я поинтересовался, на какую поддержку смогу рассчитывать. Павел Александрович развел руками: «А нужна ли она, если мы твоих журналистов жильем обеспечим?» Вот это поворот! С такими надежными тылами корреспонденты могли горы свернуть.
Репортажи и новости уже шли в эфир, а переехавшие из других городов в Рязань корреспонденты, операторы, режиссеры продолжали ютиться в заводских общежитиях. Скоропостижная смерть секретаря обкома Смольского, казалось бы, поставила на обещаниях крест. Городское начальство и слышать не хотело о выделении жилплощади. И тут Чернов проявил принципиальность. Данное слово нужно держать, каких бы неприятностей это ни стоило тебе лично. Пришлось пускаться в аппаратные игры, воздействовать на честолюбие некоторых высоких чинов. Вскоре его сотрудники праздновали новоселье. Делами, а не посулами в то время руководители зарабатывали себе авторитет. Но ценили заместителя председателя теле- радиокомитета не только за это. Игорю Алексеевичу удалось создать сплоченную редакцию, откликавшуюся на самые злободневные проблемы общества. Не раз бывало, что после выхода сюжетов заканчивалась карьера неумелых или зазнавшихся руководителей. Но и те ждали удобного случая, чтобы поквитаться с обидчиками.
«Дискредитация», «конъюнктура», «очернительство», «рытье в помойках» – летело в адрес журналистов на собраниях партхозактива. Особенно досталось всему коллективу на орехи, когда по заданию Чернова корреспондент Геннадий Завязкин снял специальный репортаж о картошке. Съемочная группа прошла от поля до кухни домохозяйки и показала, какие клубни выращиваются, сколько гнилья и обрезков приходится отправлять в мусоропроводы. Комментарии специалистов, наглядные примеры совсем не были похожи на отсебятину. Но руководители области так не считали.
Публичную выволочку редактору на собрании партхозактива тогда устроить не удалось. Показательная порка ограничилась замечанием. «В общем, вы там поменьше врите, товарищи дорогие», – прозвучало в адрес строптивых репортеров. Но ветры дули уже другие. Горбачевские новации, гласность, перестройка меняли отношение властей к слову и живой картинке. Только вот Чернову с должности редактора телевидения пришлось вскоре уйти. Спрос на лояльных и покладистых возрастал, от строптивых рано или поздно избавлялись.
– Людям со своим мнением в любые времена жить непросто, – перекидываю я мостик в современность. – Но чем все-таки кардинально отличалась та эпоха от наших дней?
– Тогда было два мнения – начальственное и неправильное. Сейчас, я думаю, этого нет. Каждый может писать о том, что ему представляется важным. К сожалению, другим стало отношение к слову. Даже если все факты достоверны, острые публикации и сюжеты могут просто проигнорировать.
– Всегда ли журналисту нужно говорить правду?
– Наверное, нет, не всегда. Нужно оценивать последствия и ситуацию. Слово, пусть даже честное, принципиальное, может глубоко ранить, сломать человека. Милосердие выше правды. Но если не удается ее сказать, то, по крайней мере, не стоит выдавать фантазии за действительность. Сейчас, впрочем, ситуация намного сложнее. Часто мы слышим полуправду. Что-то достоверное говорят, а что-то существенное скрывают, из-за чего смысл полностью искажается. Любую систему определяют люди. Те самые кадры, которые в нее рекрутированы. Я работал с двумя секретарями обкома партии. Один требовал, чтобы перед ним все стояли навытяжку, и любую критику в газете и эфире воспринимал как личное оскорбление, а другой общался на вы. Не на ковер вызывал, а приглашал на чашку кофе. Дело было не в партии, а в людях. И так во всем, наша профессия не исключение. На радио я работал в отделе Галины Петровны Черновой. Ее мужем был поэт Евгений Маркин. Когда Евгений Федорович приходил в редакцию, его слушали, раскрыв рты, – настолько он был эрудирован, много видел, знал, был прекрасным рассказчиком. Чернова иногда шутила: жить рядом с Маркиным и писать плохо – это неприлично. Неприлично было работать спустя рукава рядом с Володей Панковым, Юрой Казариным, другими журналистами «Рязанского комсомольца» и «Приокской правды».
Беда, если одаренные профессионалы из коллективов вымываются или изгоняются, а количество «никаких» однажды создает критическую массу. Игорю Алексеевичу много раз в своей жизни приходилось подыскивать себе новую работу. Он редактировал различные городские многотиражки, одна из них сразу же завоевала призовое место на областном конкурсе прессы. Работал в издательском отделе областной библиотеки имени Горького. И это были очень плодотворные годы. Игорь Чернов написал несколько книг. Одну из них под названием «Положа руку на сердце» посвятил журналистским, житейским, рыбацким, студенческим и прочим историям, свидетелями которых были его коллеги, знакомые или он сам. «Соль земли» – это рассказы о выдающихся рязанцах разных времен и эпох. Судьбы героев зачастую непростые. Многие из них словно пуд соли съели, прежде чем стать солью земли.
– В одном из очерков этой книги вы вспоминаете рассказ Марка Твена. По мнению писателя, на том свете нет ни ада, ни рая. Все попадающие туда просто работают, но по призванию. Бравый генерал становится садовником, бездарный рифмоплет – каменщиком, и все – счастливы. Может быть, все беды от того, что много у нас людей, занимающихся не своим делом?
– Может быть. Они ведь не только сами мучаются, но и для других – способных, инициативных становятся помехой. Настоящее счастье не в карьере, а в постижении, открытиях, озарениях. Огромное удовольствие мне доставила работа над книгой «Генералы своих судеб. Рассказы о рязанцах – героях Отечественной войны 1812 года». Работая над материалами из фондов Горьковской библиотеки, оставил за скобками судьбы декабристов. На эту исследовательскую стезю пытаюсь направить своего внука, очень способный растет парень. Из него может получиться отличный журналист. Мои сыновья выбрали другие профессии. Старший стал экономистом, младший педагогом-филологом. Поэтому на вопрос: «Что вас поддерживало в жизни?» у меня всегда готов ответ. Говорю просто, как есть, без обиняков: жена у меня – умница и дети – золотые!
Круговорот эфира
Однажды чрезвычайно важный чиновник засиделся в прямом телеэфире значительно дольше положенного времени. Ведущий беседы и так, и эдак пытался угомонить разговорившегося гостя, а тот все никак не мог поставить в бесконечном своем монологе финальную точку. Наконец, уже и телеоператор, стоявший напротив, всего в нескольких метрах от оратора, трижды описал рукой полный круг. В невербальном общении всех операторов и режиссеров мира этот жест означает одно и то же: «Пора, брат, закругляться!» Но гость студии воспринял его по-своему, и, ликуя, продолжал: «А теперь я расскажу вам о ходе строительства новой окружной дороги…»
Из книги И. Чернова «Положа руку на сердце»
Редакция газеты «Рязанские ведомости» и региональное отделение Союза журналистов России от всей души поздравляют Игоря Алексеевича Чернова с 70-летием и желают ему здоровья, семейного благополучия, воплощения всех творческих планов!
Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова