№35 (6040) от 20 мая 2022

Расскажу о трех новинках первого полугодия 2022 года от российских авторов

Каждый год молодые и не очень писатели-современники выдают на-гора детективы, антиутопии, драмы. Эти произведения свежи, оригинальны и обязательно уже получили какие-либо престижные российские награды. Вот о таких новинках я и поведаю, опустив, по возможности, спойлеры и сделав ставку на «околосюжетную» информацию.

О ценности сострадания и эмпатии

Художница и картограф, а по образованию – графический дизайнер Катя Гущина в 2021 году к 100-летию Андрея Сахарова устроила в Москве выставку графики, представив на суд публики свое видение жизни академика и его борьбы с тоталитарным государством. В ее основу легла магистерская работа Кати, которую она представляла на защите в ВШЭ – графический роман, выполненный в технике сухой иглы.
А в 2017-м, когда Гущина заканчивала там же бакалавриат, вышла ее первая книга – «Сумасшедший год», посвященная поездке в Иран, в 2018-м – тревелбук «Москва – Владивосток» про путешествие по Транссибу. «100 причин, почему плачет Лев Толстой» (12+), можно сказать, стало ожидаемой работой молодой художницы-писательницы.
Книга, вошедшая в шорт-лист первого конкурса ABCDbooks, потрясает своей визуализацией, которую дополняет свойственная автору добрая ирония. Работа над ней велась два года, а идея родилась так: Катя перечитывала повесть «Детство» и заметила, что главный герой все время плачет. Ради интереса она начала выписывать все «слезные» случаи, а потом решила изучить биографию Толстого и найти сотню причин, по которым у писателя глаза были на мокром месте. Оказалось, что болью или волнением в нем отзывалось практически все – будь то стихи и проза коллег-литераторов или голод в окрестных деревнях, не говоря уж о семейных неурядицах.
Сквозь эти-то слезы Катя и воссоздала многогранный мир, в котором рождались хрестоматийные ныне произведения Толстого. А сам писатель при этом, смею вас уверить, стал лично для меня только ближе и человечнее.

Об абсурде повседневности

Абсурд нашей действительности в повседневности – главная тема прозаика и знаменитого драматурга Дмитрия Данилова. Шесть лет он писал стихи и удачно занимался драматургией. И вот после экранизации своей громокипящей пьесы «Человек из Подольска» вернулся обратно в прозу.
Герой его романа «Саша, привет!» (18+) живет в ожидании смерти. Поступок, за который его ждет казнь, кажется абсурдным, хотя стоит понимать, что действие в книге происходит в условном настоящем или условном недалеком будущем. Тюрьмы здесь напоминают трехзвездочные отели с прекрасным питанием и интернетом. Система «все включено» предполагает даже побег из тюрьмы и дополнительного наказания не влечет. Однако каждый заключенный ждет своей казни – однажды их расстреляет белый пулемет по имени Саша. И это ожидание, нахождение в состоянии неопределенности, сумятицы, а затем и потеря страха смерти, смысла существования и выученная беспомощность и становятся самим наказанием.
«Книга Дмитрия Данилова вроде бы про будущее, но мир предельного комфорта и тотальной несвободы, в котором очутился герой романа, кажется подозрительно знакомым: это прогноз на завтра, который сбывается уже сегодня. Но даже в этом клиентоориентированном застенке Данилов видит жизнь и рассказывает о нем с иронией и нежностью – значит, поживем еще», – резюмирует журналист, культуролог, руководитель проекта «Полка», в прошлом – главный редактор и редакционный директор журнала «Афиша» Юрий Сапрыкин.

О полифонии и компактности

Яна Вагнер – блогер и российская писательница, известна большинству по дебютному роману-антиутопии «Вонгозеро», опубликованному в 2011 году. Книга вошла в список номинантов литературных премий «НОС» и «Национальный бестселлер». А в 2019 году по роману был снят сериал – «Эпидемия».
Затем были «Живые люди» (лонг-лист премии «Национальный бестселлер»), как продолжение «Вонгоозера». И третий роман «Кто не спрятался» написан в жанре герметического детектива, номинированный на премии «Большая книга», «Ясная поляна» и «Национальный бестселлер».
И вот в печать выходит (забегаю с рассказом об этой долгожданной книге вперед, но она вот-вот появится на полках магазинов) «Тоннель» (18+), написанный в новом для Вагнер жанре.
«Это роман-катастрофа, – рассказала в одном из интервью писательница. – Я опять мучаю людей, мне без этого никак не живется. Эта история уже безо всяких фантастических допущений, о людях, которые по пока неизвестным причинам оказываются заперты в огромном длинном тоннеле под рекой. Людей там довольно много, покинуть тоннель они не могут, они там заперты. И между ними начинает происходить довольно много всего, а я за этим наблюдаю».
Изложенные в романе наблюдения за персонажами, уверена, будут довольно увлекательны. Эта история, как обещает ее автор, одновременно и компактная (все события книги укладываются в очень сжатый период времени – сутки), и полифоническая, со множеством разных рассказчиков.
Кстати, права на экранизацию Яна уже продала, так что нас ждет новый амбициозный кинопроект. Вагнер уже пишет сценарий к сериалу.

Новые отечественные произведения рекомендует Екатерина Детушева

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое