В шаге от решения


36

№31 (5936) от 30 апреля 2021

Рязанцам предложили новую реформу общественного транспорта

Судьба общественного транспорта уже который год один из самых больных вопросов в Рязани. Что не удивительно, так как большинство горожан проводят в нем час, а то и более ежедневно. Общественный транспорт – это часть городского комфорта. К сожалению, именно комфорта в рязанских автобусах, троллейбусах и маршрутках сегодня меньше всего.

Цена комфорта

Реформирование рязанского общественного транспорта – это часть Транспортной реформы РФ, которая регламентируется федеральным законом № 220. Закон вступил в силу в 2015 году, в нем на преобразование системы перевозок регионам дали 5 лет. Однако из-за того, что многие муниципалитеты оказались неготовыми к реализации новой реформы, решением законодателей этот срок продлили на 7 лет – до 2022 года. Проблемы с общественным транспортом есть не только в Рязани, но и в других регионах России. Однако, есть и положительные примеры: Тверь, Пермь и Новокузнецк. В этих городах был применен проект комплексного развития общественного транспорта, разработанный госкорпорацией развития ВЭБ.РФ.
28 апреля в администрации города прошло совещание по проблемам городского общественного транспорта, где эксперты ВЭБ.РФ представили свое видение рязанской транспортной системы. В нем приняли участие депутаты городской Думы, общественные деятели, руководители профильных министерств и ведомств. Возглавил встречу зампред правительства Евгений Беленецкий.
Как рассказал руководитель проектного офиса ВЭБ.РФ по общественному транспорту Александр Кондрашов, рязанский проект предполагает введение электронного билета и единого тарифного меню ИТ-платформы управления системой общественного транспорта, запуск современного безопасного, экологичного и комфортного подвижного состава, функционирование единого оператора по администрированию перевозок и диспетчеризации. По оценке ВЭБ.РФ, объем инвестиций для этого должен составить 3,1 млрд рублей. При этом большую часть этих средств можно будет получить, подняв стоимость проезда с 23 до 26 рублей за поездку.
В качестве одного из преимуществ новой системы была названа возможность планирования поездок путем просмотра на соответствующих информационных сервисах расписания и текущего местоположения транспортных единиц. Что же касается необходимости оплачивать пересадки, которые могут существенно повысить стоимость проезда, то эксперты ВЭБ.РФ предлагают отменить их оплату в рамках единого билета.
Руководитель направления ВЭБ.РФ Дмитрий Ямпольский привел данные о реализации подобной программы в Твери. По его словам, отзывы жителей о качестве работы общественного транспорта значительно улучшились. Удалось на 18% снизить время в пути, на 30% – количество ДТП с участием общественного транспорта и до 98% повысить соблюдение расписания.

Время выбрано

В ходе совещания депутаты городской Думы заострили внимание на том, что проблема рязанского общественного транспорта должна рассматриваться с участием муниципального перевозчика. Прежде всего парламентариев интересовала судьба МП «УРТ». В частности их интересовал вопрос обновления подвижного состава, так как это напрямую влияет на комфорт рязанских пассажиров.
Заместитель министра транспорта области Валерий Еремин рассказал, что отсутствие полос для общественного транспорта и утвержденной системы организации его работы мешает участию региона в федеральных проектах по обновлению подвижного состава.
– В настоящее время Рязанская область находится только на 22 месте в очереди среди регионов на получение госфинансирования, – заявил он. Валерий Еремин уточнил, что в нынешнем виде общественный транспорт в Рязани сможет просуществовать еще год, после этого он будет переведен на контрактную систему оказания транспортных услуг. Александр Кондрашов уточнил, что лучшее время для перехода на новую систему общественного транспорта – лето 2021 года. А Евгений Беленецкий добавил, что городские власти будут вынуждены организовать выделенные полосы для общественного транспорта.
– Другого пути для повышения пропускной способности рязанских дорог не существует, – подчеркнул он, уточнив, что темпы роста количества автомашин в городе существенно опережают темпы расширения дорожной сети.
Отвечая на вопросы депутатов городской Думы, Евгений Беленецкий подчеркнул, что рязанский общественный транспорт требует модернизации и троллейбусные перевозки должны стать основными в ближайшей перспективе. По словам Александра Кондрашова, это соответствует пути развития, который был выбран во всех развитых странах и предполагает полный переход на электрический подвижной состав в общественном транспорте.

Последнее слово

Представителей общественности очень заинтересовал вопрос выбора единого оператора общественного транспорта. По словам общественников, в городе уже есть цифровые решения (РНИЦ, АСУДД), которые себя так и не оправдали. Представители ВЭБ.РФ отметили, что единый оператор – это ключевая точка в транспортной реформе, которая позволяет скоординировать действия перевозчиков.
– Конкурировать нужно не за пассажиров, а за контракты. Общественный транспорт во всем мире убыточен, в России – тоже. Он является социальной услугой, которую город предоставляет своим жителям, и которая не может полностью регулироваться свободным движением рынка. Однако это вовсе не исключает возможности и даже необходимости конкуренции в сфере перевозок. Но это должна быть не конкуренция перевозчиков за пассажиров, которая ведет к опасным гонкам на дорогах, дублированию маршрутов и ценовым войнам, а конкуренция за выполнение муниципальных контрактов на осуществление качественной транспортной работы. Таким образом, грамотно организованная экономика городского общественного транспорта – это брутто-контракты города с перевозчиками, устраняющие для них стимулы гнаться за пассажирами, единый оператор,– пояснил Дмитрий Ямпольский.
Встреча в администрации города стала первым знакомством с предложенным ВЭБ.РФ проектом развития общественного транспорта Рязани. «Проблема есть и ей надо заниматься. Сегодня мы не примем итогового решения, у нас есть задача вовлечь в это обсуждение как можно большее количество рязанцев. Наша задача – выслушать предложения ВЭБ.РФ, сделать из этого определенные выводы и решить, в каком направлении мы будем двигаться для решения существующих в городском общественном транспорте проблем», – заключил Евгений Беленецкий. Таким образом, итоговое решение по реализации предложенной концепции пока остается за местными управленцами и горожанами.


Брутто-контракт

Брутто-контракт подразумевает заключение соглашений с муниципальными или региональными властями, при котором перевозчику будут выплачивать деньги за километры пробега общественного транспорта, а не за число перевезенных пассажиров.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин о брутто-контрактах в интервью для gudok.ru:
– Есть города, которые решили задачу финансирования и развития транспорта за счет перехода на систему брутто-контракта. Казань – первый город в России, в котором это удалось, второй – Москва. Брутто-контракт – это слово нужно выучить – это изобретение западногерманских городов 1960-х годов. Идея заключается в том, что горожанин не должен знать, кто его возит. В городе может быть муниципальный перевозчик или частный, но если я, горожанин, купил билет, то он должен действовать в любом транспортном средстве любого перевозчика. Все богатые города Европы давно перешли на такой контракт, потом перешли в Латинской Америке и Японии. Это чистая архаика, когда в красном автобусе у меня билет работает, а в синем – нет.


Точка зрения

Губернатор Николай Любимов:

– Хочу обратиться к разработчикам. Уважаемые коллеги! Не нужно пытаться внедрять проекты за счет жителей. Вы сперва научитесь работать с тем, что есть. Смотрите экономику транспортных предприятий, ищите внутренние резервы. Повышать цены на проезд – мало того, что самый легкий путь, он еще и неправильный!


Александр Джафаров
Фото Дмитрия Осинина