Три поколения педагогов: Уразова Валентина Ивановна – учитель истории и обществознания, зав. детским садом № 110, Корзан Галина Олеговна – учитель английского языка школы № 21, Завадская Вероника Сергеевна и Крючкова Виктория Сергеевна – теперь учителя английского языка гимназии № 5 города Рязани

№71 (6076) от 23 сентября 2022

Совсем немного времени остается до Дня учителя. Отмечаемый в СССР в первое воскресенье октября, в последние годы этот день стал международным, и празднуем мы его 5 октября.

В преддверии профессионального праздника учителей «Рязанские ведомости» побывали в рязанской гимназии ­№ 5 и пообщались сразу с двумя педагогами, учителями английского языка Викторией Сергеевной Крючковой и Вероникой Сергеевной Завадской. Они родные сестры, работают в одной школе и представляют пятое поколение педагогической династии своей семьи. Мы познакомились с ними и говорили, конечно же, о профессии, школе и детях, впрочем, не только. Но обо все по порядку.

Точка отсчета

– Наш прапрадед по материнской линии отец Николай, священник в шиловском селе Красный Холм, учил грамоте детей в церковно-приходской школе при храме. И матушка ему помогала, – начинает рассказывать о том, с кого началось учительство в семье, Вероника Сергеевна Завадская. – Все, что мы про него знаем – он был вызван на заседание Синода в Москве, откуда не вернулся. Это было время репрессий, думаем, что он был расстрелян, но документов никаких нет.
Прабабушка Крылова Александра Николаевна окончила Зарайское педагогическое училище, потом Рязанский государственный учительский институт по специальности «Учитель русского языка и литературы». Работала в школе 32 года – сначала учителем, позже – заместителем директора по учебной работе. В летописи села Красный Холм, которую ведут жители, упоминаются и отец Николай, и Александра Николаевна.
Всего два года был учителем математики прадед Крылов Иван Иванович: он был призван в армию и погиб на фронте в годы Великой Отечественной войны. Его сестра Мария Ивановна тоже была учителем, преподавала в начальных классах, позже работала директором школы. Ее учительский стаж – 33 года.
Бабушка Виктории и Вероники, Уразова Валентина Ивановна, тоже закончила Рязанский пединститут. Четверть века она работала заведующей 110-м детским садом в Рязани.
Мама моих собеседниц, Галина Олеговна Корзан, – учитель английского языка, до сих пор работает в школе, ей она посвятила больше 30 лет жизни. Мама, конечно, была и первым учителем, и наставником дочерей. Помогает она им и сегодня.

Большой педсовет и право выбора

– У нас много общих тем для общения и с сестрой, и с мамой, – вступает в разговор младшая сестра Вероники Виктория. – Мы и в школе много общаемся друг с другом, и с мамой можем все вместе разные рабочие темы обсуждать. Мама была моим первым учителем английского в школе, всегда объясняла все, потом подсказывала с методикой преподавания, наполнением уроков.
Мне казалось очевидным, что мои собеседницы выбрали профессию по примеру мамы. Это было и так, и не так одновременно.
– Мама, конечно, помогла выбрать вуз и специальность, – говорит Виктория. – Но английский язык дает бОльшую свободу выбора – кем работать после вуза: учителем в школе, менеджером, переводчиком, вести бизнес-переписку…
В жизни Виктории Сергеевны обстоятельства складывались так, что вопрос о том, куда выходить на работу, она решала уже на выходе из декрета. Сыну исполнялось почти 3 года, и пора было вести его в садик. А мест не было… И тогда Виктория пошла в детский сад вместе с сыном, работать воспитателем. Потом родилась дочка. Второй декрет подходил к концу, и вновь встал вопрос о выходе на работу.
– Дочке в октябре должно было исполниться три года, сын в этот же год должен был пойти в первый класс, – вспоминает Виктория. – На семейном совете решили отдать его учиться в пятую гимназию, и школа хорошая, и свекровь тут учителем математики работала. И вдруг накануне первого сентября отсюда увольняется учитель английского языка, директор срочно ищет замену. Свекровь рассказала ему обо мне…
Так и получилось, что Викторию срочно вызвали в кабинет к директору. Она пришла и согласилась с предложением директора работать учителем английского языка. С тех пор прошло 10 лет.
– Больше всего на мой выбор профессии повлиял мой учитель английского языка, был такой переломный момент в жизни, – продолжает тему выбора профессии Вероника Сергеевна. – Ну а мама, конечно, меня поддержала, и во всем помогает, и тогда, и сейчас. А работаю я учителем 15 лет.
Виктории сейчас 33 года, Веронике – 37 лет. Двое детей, сын и дочка, у Виктории. Трое сыновей-школьников – у Вероники. Их мужья не педагоги, но учителя-родственники со стороны «сильных половин» есть в обеих семьях.
Но больших педсоветов в семьях не устраивают. В своей каждая из них стараются быть прежде всего и больше всего женами и мамами, вести дом и хозяйство. Это очень непростая задача для творчески работающего (а в гимназии лингвистического профиля по-другому нельзя) учителя. А потому я только уточнила: «Получается у вас это?»
– Стараемся изо всех сил! – Вероника и Виктория отвечают единодушно и практически хором.

Учитель. Кто он сегодня?

При всей очевидности возможных ответов – слово моим собеседницам.
– Учитель – тот, кто делает сложные вещи простыми, – считает Виктория. – Это наставник для ребенка. Вот берет он дома в руки учебник, открывает – и ничего не поймет. А учитель все непонятное сделает понятным ему.
– Учитель – как путеводная звезда для ученика. Он дает ученикам шанс в развитии, реализовать свои способности и таланты по максимуму. «Ты можешь больше, ты можешь лучше!» – говорит учитель каждому своему ученику, – делится Вероника. – Учитель всегда видит ученика, его возможности, если хотите – варианты его будущего. Ведь часто родители видят только одну какую-то профессию для своего ребенка. Сегодня, как и всегда, учитель мотивирует ученика прежде всего своим примером. Во всем – в поведении, одежде, поступках.
Старомодно! – подумает иной читатель. И ошибется. Принцип: «Делай со мной, делай как я, делай лучше меня!» в отношениях учитель-ученик и сегодня работает безотказно.
– Я сказала своим ученикам: если я приду в школу в джинсах, вы можете всю четверть без формы ходить, – продолжает Вероника Сергеевна. – Как долго они ждали и надеялись (улыбается)! Не дождались.
Мы еще долго говорили с Вероникой и Викторией о детях, школе, уроках и жизни. Что я поняла? Что и сегодня учитель, как и врач, должен работать с детьми по принципу: «Не навреди!» Что и сегодня отношения с детьми учитель должен строить на доверии и понимании. Уметь договариваться с детьми и выполнять всегда (!) эти договоренности. В классе не должно быть любимчиков или навсегда задвинутых на заднюю парту. Учитель не будет учителем без осознанного сопереживания эмоциональному состоянию ученика. И, что особенно, наверное, важно сегодня: в школе и дома для ребенка должны быть одинаковые ценностные установки. В противном случае ребенок попадает в ситуацию конфликтного выбора и выбор просто не сможет сделать. Семья и школа должны всегда договариваться ради ребенка.

Вместо точки

Все ли учителя такие? Да и много ли таких сегодня? – спросят скептики и, наверное, будут правы. Не все. И не в каждой школе. Речь о другом. В нашей стране учитель всегда был больше, чем учитель. Последние тридцать лет беспрерывных реформ в системе образовании сказались на ней далеко не лучшим, мягко говоря, образом. Но, как после дождя всегда появляется солнце, так и в образовании: исключили же из закона об образовании понятие «образовательная услуга». А за моими собеседницами – учительская традиция длиною дольше века.

Людмила Трухина
Фото из семейного архива Крючковых-Завадских