№75 (6080) от 7 октября 2022

Как помочь ребенку с тяжелыми нарушениями речи?

Специалисты бьют тревогу: с каждым годом все чаще у здоровых детей диагностируются тяжелые нарушения речи. При этом родители часто до последнего не замечают проблемы и обращаются к логопеду, когда уже слишком поздно. А ведь чем раньше специалист начнет работать с ребенком, тем больше шансов скорректировать нарушение. И, конечно, логопед «один в поле не воин». Для достижения результата необходима вовлеченность родителей и четкое соблюдение всех рекомендаций специалиста. Как предотвратить проблемы с развитием речи у ребенка, «РВ» рассказала рязанский логопед и дефектолог Диана Коротаева.

Чем раньше, тем эффективнее

Р.В. – Диана Александровна, как проявляются тяжелые нарушения речи у детей, не связанные с каким-либо заболеванием?

Д.К. – Это нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, слоговой структуры, аграмматизм, нарушение фонематического слуха – умения выделить звуки в потоке речи, бедный словарный запас. Иногда ребенок не знает элементарных вещей: названия фруктов, овощей, посуды, мебели. Таким детям недоступны пересказы. Они не могут построить свой рассказ понятным для окружающих. При этом у ребенка сохранен интеллект и физически он может быть абсолютно здоровым.

Р.В. – В каком возрасте родителям необходимо обратиться к логопеду, чтобы выявить эти нарушения?

Д.К. – Существует миф, что логопеды не работают с детьми младше пяти лет. На самом деле это давно устаревшее понятие. Сегодня, когда сложные нарушения речи встречаются у детей все чаще и чаще, рекомендовано показывать их логопедам уже с двух лет. Специалист оценит уровень развития речи ребенка и, при необходимости, направит на дополнительную консультацию к сурдологу или неврологу.
Чем раньше начнется коррекция развития речи, тем больше возможности наладить этот процесс. База речи закладывается у детей с года до трех лет. В этом возрасте нервная система наиболее восприимчива ко всему, что ребенок изучает. Если в этот период мама вовремя обратится к специалисту, владеющему техникой логопедического массажа для детей такого возраста, и неврологу, который сможет грамотно назначить медикаментозное лечение, развития тяжелых нарушений речи в дальнейшем можно избежать.

Проще предотвратить

Р.В. – Вы отметили, что нарушение речевого развития может наблюдаться даже у абсолютно здоровых детей. Возможно ли это предотвратить с помощью профилактики?

Д.К. – Да, родители с рождения могут повлиять на этот процесс. В первую очередь, мама должна много говорить с ребенком. При этом малыш обязательно должен видеть ее рот и артикуляцию. Проводилось исследование, у детей, с которыми мамы общались через маску, отодвигались сроки появления первых слов. Дети с младенчества наблюдают за мамой, останавливают взгляд на ее губах пытаясь повторить ее артикуляцию, когда она что-то говорит.
До пяти лет важно полностью исключить просмотр мультфильмов и звук телевизора на фоне. Поскольку он воспринимается ребенком как посторонний шум и мешает восприятию речи мамы.
Для развития речи полезно развивать мелкую моторику рук у ребенка. Поскольку центр, который отвечает у нас за движение пальцев, располагается в мозге по соседству с речевым центром. Ребенку полезно трогать различные по размеру и фактуре предметы: крупные, мелкие, шероховатые, гладкие. Изучать их, перекладывать, сортировать.
Есть мамы, страдающие гиперопекой. Они предугадывают желания малыша и подают ему то, что он хочет, не дожидаясь просьбы. Так делать не надо. Ребенок привыкает, что его понимают без слов, и мотивация к активному общению вслух у него падает. Важно также закалять детей, укреплять их иммунитет. Высокая температура отодвигает речевое развитие ребенка вплоть до того, что он может «замолчать».
Современные мамы часто недооценивают важность своевременного приучения ребенка к горшку в развитии ребенка. А между тем контроль акта дефекации – это его первый контроль собственного поведения. В год ребенок должен знать, что такое горшок, как днем, так и ночью.
Для развития речевого аппарата вредно также сосание соски повзрослевшим ребенком и затянувшееся грудное вскармливание. Вовремя не ушедший оральный рефлекс препятствует формированию необходимых мышц для пережевывания пищи. Все это тормозит развитие ребенка.

Не польза, а вред

Р.В. – Почему детям до пяти лет вы не рекомендуете смотреть мультфильмы?

Р.В. – Малыши в этом возрасте не понимают их смысла. Для ребенка это просто яркая картинка, которую он воспринимает пассивно. Когда ребенок берет в руки игрушку, ему надо придумать диалог, развивается его воображение. При просмотре мультфильмов не происходит никакого развития. Поскольку он не участвует в том, что видит, не работает воображение. Это напрасно потерянное время, за которое ребенок мог бы получить полезное речевое и эмоциональное общение с мамой.

Р.В. – Существует мнение, что иностранному языку детей лучше учить как можно раньше и это полезно для речевого развития. Так ли это?

Д.К. – Нет, это миф. Изучать язык в дошкольном возрасте я однозначно не рекомендую. Другой язык – это абсолютно иное произношение звуков, использование окончаний, предлогов. От двух занятий в неделю в дошкольном возрасте ребенок не заговорит на английском, а в своем родном языке начнет путаться. Изучая преждевременно второй язык, ребенок может даже начать заикаться. Поэтому я рекомендую начинать изучать иностранный язык не раньше, чем ребенок пойдет в школу. А лучше со второго класса.

Родители важны

Р.В. – Нарушение выявлено. Специалист уже работает с ребенком. Какова роль родителей в коррекционной терапии?

Д.К. – Какой бы хороший специалист ни занимался с ребенком, без родительского участия эффекта не будет. Самая авторитетная и эмоционально значимая среда для ребенка – его семья. Когда логопед ставит ребенку тот или иной звук, важно, чтобы малыш начал употреблять его в речи неосознанно. Это невозможно, если ребенка дома не будут стимулировать к правильному звучанию, если дома он не будет закреплять этот звук. Часто родители игнорируют домашнее задание логопеда либо, в целях экономии времени, выполняют его сами за ребенка. Это неправильный подход. В этом случае у детей формируется «кабинетный эффект» – при логопеде он будет говорить правильно, а дома – как хочет.
Логопед будет развивать все стороны речевого развития ребенка. Некоторые задания, которые он будет задавать на дом, могут показаться родителям нелогичными и неважными. Однако без них грамотная коррекция нарушений речи невозможна. Родители должны также понимать, что это процесс не быстрый. Два-три месяца для полной коррекции речевых нарушений недостаточно. Нельзя пропускать занятия. Терапия должна быть длительной и систематизированной, только в этом случае будет результат.

Р.В. – Какую поддержку оказывает государство детям с нарушениями речи?

Д.К. – На базе дошкольных образовательных учреждений есть штатные логопеды. Реализуется два типа логопедической помощи: логопункт и логопедические группы. В первом случае логопед по всему саду набирает детей с нарушениями звукопроизношения и фонематического звука и корректирует их. Во втором – дети с более тяжелыми нарушениями речи распределяются по логопедическим группам. Специалист работает с ними в течение двух лет. Проблема, что сейчас таких детей настолько много, что мест в логопедических группах не хватает. Мы отбираем самых тяжелых, но при этом остается много детей, которым тоже требуется помощь. Логопеды есть и на базе поликлиник. Эти специалисты работают преимущественно с нарушениями речи, вызванными медицинскими диагнозами, не позволяющими ребенку посещать детский сад.
Логопедическая помощь оказывается и в некоторых школах. Существуют нарушения не только устной речи, но и письменной. Дисграфия и дислексия диагностируется у ребенка только в конце первого класса. Однако грамотный специалист может заметить предпосылки к нарушению чтения и письма еще в дошкольном возрасте и провести профилактику. Чаще всего нарушение устной речи впоследствии несет за собой и нарушение письменной речи в школе. Обратившись вовремя к хорошему логопеду до школы, можно предотвратить или минимизировать эти проблемы.

Яна Арапова
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое