В минувшем году в Рязани изданы новые материалы о рязанском писателе
Современному читателю знакомы названия литературных произведений с интригующими названиями: «Ке –се – са», «Парашют на палочке», «Фея во сне» или «Жар-птица»? А может быть «Крестом Гапона», «Аграфенино проклятье», «Замолк бубен»? Вероятно, «теплее» – «Стальные рёбра», «Рейд Чёрного Жука», «Чёрная шаль»? Последняя книга выпуска 1970 года ещё хранится в домашних библиотеках рязанцев – земляков писателя… Да это он – писатель Иван Иванович Макаров (1900-1937) или «Иван Буйный», стремительно ворвавшийся в большую советскую литературу в 30-х годах двадцатого столетия из родной Рязанщины, проработавший в столице СССР – г. Москве всего семь лет (!), и трагически погибший в июле печально известного тридцать седьмого года. Позднее, в 1956-м – посмертно реабилитированный, восстановленный в Союзе советских писателей и возвращённый к читателю своими незабываемыми произведениями. Но, к сожалению, ненадолго…
О чём же его произведения, написанные почти столетие назад? Диапазон их характерен для времени, в которое писателю выпало жить… Три революции (Первая русская 1905-1906гг., Февральская и Октябрьская 1917-го), Первая мировая и Гражданская войны (в последней – Гражданской, будущий писатель, пока доброволец- красноармеец и одновременно член РКСМ и партии РКП(б), участвует в боях на Южном фронте Советской Республики). Боям между «белыми» и «красными» россиянами рассказ писателя «Жар-птица» (1935г.). Событиям 1905-1906 годов, уже на рязанском материале, ранний рассказ 1928 года – «Крестом Гапона», опубликованный в рязанской же губернской газете. Эти же события проявятся в повести «На земле мир. Записки тюремного надзирателя» (1930, 1931гг.), где явно чувствуется влияние Ф. Достоевского. Первая Мировая война, в которой участвовал отец писателя (полный его тёзка Иван Иванович Макаров) – в неожиданном для читателя сюжете рассказа «Ке – се – са». В нём речь пойдёт о сенегальском солдате, воюющем в Первую мировую войну во французской армии. Чернокожий сенегалец не знает французского языка и не понимает, как можно убивать людей… Также о войне, но в далёком Китае и позднее – рассказ Ивана Макарова «Фея во сне» (1933г.): китайский партизанский отряд спасается от преследования регулярных войск Чан-Кай-ши…Чтобы спасти весь отряд, мать душит своего новорожденного сына: он несмолкаемым плачем-криком наводит войска Чан-Кай-ши на их местонахождение. Также на тему, связанную с Китаем, более раннее произведение писателя – повесть «Рейд Черного Жука» (1931г.), в котором бывший белогвардеец – командир отряда по прозвищу «Чёрный Жук» совершает особый, карательный рейд по советской территории…
Важнейшей макаровской темой станет и советское строительство: советской деревни, советской индустрии. В первом его романе «Стальные рёбра» (1929г.; при жизни писателя он переиздавался шесть раз!) – это строительство первой общественной электростанции в степном селе Анюткино, которое начнёт перестраивать уже из своей мельницы один из первых коммунистов села. Строительство советской деревни – и в повести Ивана Макарова «Казачий хутор» (1931, 1932гг.), и в последнем (незаконченном) романе «Голубые поля» (1936г.). В феврале 1937-го очень известный в то время писатель будет арестован, ложно обвинён в подготовке покушения на «т. Сталина» и погибнет через несколько месяцев, 16 июля 1937-го… Борьба за власть главных политических противников большевиков – эсеров, анархистов и кадетов в дважды революционном 1917-м, – основной сюжет его романа «Чёрная шаль» (1933, 1934гг.). «Чёрная шаль» была опубликоваться в журнале «Октябрь» в 1933-м году, но отдельной книгой не вышел: роман запретила советская цензура. Только в 1970-м, к семидесятилетию Макарова-писателя, он увидит свет, дав название всей книге – «Чёрная шаль». Как показывают современные архивные исследования, это произведение целиком написано на рязанском историческом материале, и по нему можно изучать установление советской власти на малой родине Ивана Макарова – в Раненбургском и Ряжском уездах Рязанской губернии.
«Сплошная» и несплошная коллективизации в родных рязанских местах останутся и в названном выше «Казачьем хуторе», и в рассказах «Смерть» (1929г.), и «Остров» (1929г.), и «Степан, страдающий за мир» (1930г.), и «Последний мужикан» (1935г.). Первые два опубликованы в журнале «Октябрь» в одном и том же 1929 году.
Индустриальное строительство в огромной стране под названием СССР – в следующих романах советского писателя Ивана Макарова, перебравшего в 1929 году из Рязани в Москву и занявшегося только литературным трудом: «Индия в крови» (1931г.), «Большой план», «Миша Курбатов» (1934г.). В двух из них – («Индия в крови»), строительство знаменитой Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали (ТуркСиба), и не менее знаменитого Магнитогорского доменного комбината на Урале («Миша Курбатов»). Именно «Миша Курбатов», значительно переделанный писателем (по цензурным соображениям)из первого варианта романа под названием «Бельё» (он заказанписателю лично советским государственным деятелем Н. Бухариным), и станет последней критической точкой в жизненной судьбе Ивана Ивановича Макарова… Писателя обвинят в очернении советской действительности.Не спасёт и поддержка самого главного пролетарского писателя – Максима Горького.
Но по предложению самого главного пролетарского писателя Максима Горького, который «не оттолкнул» Ивана Макарова от «социалистического реализма», а наоборот, привлёк к работе в своём журнале «Колхозник», Макаров-писатель и напишет свою последнюю законченную повесть – «Гофмалер Никитка» (1936г.) – о художнике-«малере» петровских времён. Он выведет на страницах повести «своего» царя Петра, который боится народа и хочет сделать из «малера» Никитки придворного художника… Параллели для читателя очевидны?
Но что же сейчас? В современное нам время? Да, изредка выходит в сериях «Советский писатель» и «Военный детектив» ранняя повесть Ивана Макарова «Рейд Чёрного Жука»…Но его рассказы, как правило, не включаются в сборники советских рассказов 30-х годов. Имени писателя нет рядом с именами его литературных современников – Л. Сейфуллиной, Ю. Олеши, М. Шолохова, А. Платонова… Да, в юбилейный для него 2020-й год состоялись газетные и журнальные «макаровские» публикации автора данной статьи в «Литературной газете»…а также российского литературоведа Ю.Дворняшина в журнале «Современник»… В Солженицынском центре Рязани открылась экспозиция, посвящённая И. Макарову: она стала постоянной. Новую, передвижную, планируется подготовить в г. Пермь… В Рязани же вышла и книга-исследование автора «Богатырская земля или Малая родина писателя Ивана Макарова (1900-1937)» с новейшими данными о его жизни и творчестве. Но это в – юбилейном… А в нынешнем, – неспокойном, продолжающемся «ковидном»?
В 2021-м году Правительство Рязанской области сделало значимый литературный подарок Рязанскому отделению Общероссийской общественной организации «Союз российских писателей» (СРП), отметившему в октябре данного года своё двадцатилетие. Силами трёх учреждений культуры: министерства культуры и туризма Рязанской области, областной библиотеки им. Горького и Рязанского библиотечного общества издан трёхтомник под несколько длинным названием «Литературная Рязанщина – российское звучание». В трёхтомник (два тома прозы и один поэзии) вошли лучшие произведения членов рязанского отделения СРП, в том числе и уже ушедших из земной жизни. Плюс произведения руководителей общероссийской организации –Людмилы Абаевой (посмертная публикация, стихи) и Светланы Василенко (проза).Как указано в аннотации к данным трём книгам, «цели проекта – продвижение книги и чтения, …популяризация русского языка и лучшей региональной литературы.»Тираж трёхтомника, к сожалению, очень незначительный – 200 экземпляров, но само издание и в смысле содержания, и по художественному оформлению заслуживает особого внимания читателей. Так, в оформлении обложек данного издания использованы картины рязанских художников разных поколений: Н.С. Денисова, Б.М. Зарубы и М. К. Шелковенко.
В юбилейном трёхтомнике впервые под одной обложкой собраны литературные произведения абсолютно разных жанров: фрагменты фантастических, приключенческих и даже мистических произведений – С. Азинцев, М. Войлошников; научные историко-литературные исследования – П. Каданцев, В. Козляков, В. Касаткин, И. Красногорская; литературные переводы – Я. Колкер, Л. Осепян; критика, публицистика, литературоведение –Е. Сафронова, К. Охапкина, Г. Цуканов. Есть фронтовые воспоминания А. Рябцева и рассказы о советском и послесоветском «перестроечном» времени А. Говорова. Есть деревенская повесть-притча В. Орлова, также советского времени. И разумеется, просто стихи – Т. Красновой, В. Крючкова, О. Сидоровой (Ершовой), И. Ситникова.
Но почему автор статьи неожиданно говорит о рязанском трёхтомнике? Причём здесь писатель Иван Макаров? Именно в трёхтомнике «Литературная Рязанщина – российское звучание» 2021-го года издания, вновь опубликованы новые «макаровские» материалы. Это главы из первой книги автора данной статьи – трилогии под общим названием «Семь золотых ключей…» – «Богатырская земля или Малая родина писателя Ивана Макарова (1900-1937)»: «Детство Ивана Макарова по его книгам» и «Ряжская мужская гимназия. Первые годы обучения в ней гимназиста Ивана Макарова (1912-1916гг.)». Ведь каждый из нас ЕЖЕГОДНО отмечает свой день рождения! Советский, русский писатель Иван Иванович Макаров этого безусловно заслуживает…
Ольга Сидорова (Ершова),
Член Союза российских писателей