Взглянуть по-новому


82

Работы рязанского художника Александра Демкина вошли в «Энциклопедию российского уличного искусства»

Стрит-арт в России медленно, но уверенно лишается своего маргинального статуса. Во многом благодаря тому, что во многих городах всерьез занялись улучшением городской среды, одним из инструментов которой и стало уличное искусство. В нашу жизнь стали входить фестивали стрит-арта, стены домов теперь украшают муралы, а в прессе появился такой специфический термин, как «легальные граффити».

Еще одним важным шагом в деле признания стрит-арта стало издание первой в России «Энциклопедии уличного искусства». Это первое фундаментальное издание о российском уличном искусстве в русскоязычном поле, выпущенное в энциклопедическом формате.
Энциклопедию открывает хронология российского уличного искусства. Свой взгляд на нее представил художник и исследователь Дмитрий Аске, объединивший в соответствующем разделе книги ключевые события, повлиявшие на формирование российской сцены уличного искусства, законы ее функционирования, характерные черты и специфическую изобразительность. Художник делит историю российского уличного искусства длиной в 30 с лишним лет на четыре этапа, от связанной с хип-хопом субкультуры граффити к выделению стрит-арта, затем к его дифференциации и так до «коммерциализации и музеефикации». А институт исследования стрит-арта представляет в энциклопедии глоссарий основных терминов. Этот раздел дает ключ для понимания текстов книги, также он интересен тем, что демонстрирует, как заимствования из английского языка, относящиеся к граффити-терминам, стали видоизменяться в русскоязычном употреблении.
Однако эти разделы не являются главными. Работа над книгой велась в течение двух лет, и ее основой стали биографические статьи о 187 российских художниках и командах, работающих в поле уличного искусства сегодня или начинавших свой путь с граффити.
В том числе – и о рязанском художнике, специализирующемся на стрит-арте и паблик-арте, Александре Демкине (Dyoma21), о котором мы уже писали в «РВ». В книгу вошли созданные в 2018–2019 годах работы «Сон», «Выводок», «Утроба» и «Погружение».
– Составители собрали в энциклопедии 187 активных и значимых имен этого течения, наряду с которыми и мне посчастливилось быть упомянутым, – рассказывает Александр. – Спасибо творческому объединению «Артмоссфера» за предоставленную возможность, а также всем авторам и редакторам, работавшим над книгой. Это 316 страниц в полноцвете, документирующих развитие уличного искусства в России в течение последних трех десятилетий. Эта книга не просто большой труд, но и очень значимое для стрит-арта и его развития событие.


Мои основные темы – это изучение развития внутренних качеств человека, его реакции на повседневные переживания и ситуации. Чередование работ в студии и в городском контексте дает мне возможность взглянуть на эти темы по-новому


Создатели книги о самом молодом из искусств надеются, что будет второе, дополненное издание, где, в частности, опубликуют интервью художников и исследователей. Новые материалы обещают размещать на специальном сайте. Возможно, это будет онлайн-энциклопедия, где можно было бы писать подробнее, добавлять к биографическим статьям исследования другого рода и подробнее же иллюстрировать, создавая архив уличного искусства, в том числе того, что утрачено.
Пока же Александр Демкин активно размещает фото своих работ на сайте dyoma21.tilda.ws. Увидеть их можно и в совсем молодом онлайн-проекте zhavner.com/stayhome коллекционера из Омска, мецената, энтузиаста, активно поддерживающего уличное искусство, Романа Жавнера.
– Это онлайн-экспозиция, посвященная самоизоляции, – поясняет Александр, – в ней я собрал и попытался упорядочить графику разных лет. Также на сайте можно посмотреть и изучить работы других российских уличных художников и поддержать их финансово. Сайт создавался еще до того, как на мир обрушился коронавирус, но именно сейчас стал площадкой, объединяющей уже 47 художников, каждый из которых не обременен жесткими рамками и может представить именно то, что он считает важным.
Сайт регулярно пополняется новыми «залами», а в дальнейшем его создатель планирует провести аукцион, на котором можно будет приобрести понравившиеся работы различных авторов. В том числе графику Александра Демкина. В галерее представлены шесть его работ.
– Сейчас, на самоизоляции, я работаю над эскизами в мастерской, тружусь над своими новыми идеями для городских пространств, – рассказывает Александр Демкин. – Мне нравятся большие пространства, создание больших проектов, но, к сожалению, в нашем городе тяжело что-то согласовать, к тому же нужна финансовая поддержка, которой пока нет. Поэтому в планах – проекты для других городов. Плюс участие в фестивалях и биеннале, которые все чаще проходят в России.
За несколько месяцев до коронавируса Dyoma21 успел создать несколько работ. Одна из них – «Встреча» – разместилась в селе Баграмово, недалеко от Рыбного. Другая – «Пионерский галстук» – в черте нашего города. Последняя вызвала определенный резонанс среди почитателей таланта художника. Александр утверждает, что в ней нет никаких политических смыслов, лишь личные ассоциации и ощущения. Напиши он «Пионерский галстук» в 2019-м, работа обязательно бы вошла в «Энциклопедию российского уличного искусства». Ведь несмотря на то что граффити или муралами сегодня уже сложно удивить, уличные работы до сих пор являются действенным способом самовыражения художника, способным влиять на наше сознание.

 

Екатерина Детушева