Мои друзья и знакомые – люди с одним, а то и двумя-тремя высшими образованиями. Но это, как выясняется, никак не отражается на их умении отделять зерна от плевел. Я сейчас говорю про фейки. Пару дней назад моя подруга разместила на своей странице ссылку на видео некоей «журналистки-вирусолога», живущей в Италии. Та на чистом глазу утверждала, что никакой эпидемии в мире нет. Другой мой давний друг кинул в личку информацию, что банки начали выдавать матпомощь, она вот-вот закончится – нужно брать ноги в руки и стремительно бежать к ближайшему отделению.
Я журналист. Журналист с большим стажем. Я привыкла собирать информацию минимум в трех независимых друг от друга источниках. Антифейковую прививку получила в маленькой районной газете, где за малейшую ошибку могли, нет, не дать в лицо, но точно в него плюнуть. Мои воспитание и природная въедливость позволяли избегать таких ситуаций даже в первые месяцы работы корреспондентом, а талантливые журналисты-коллеги раз и навсегда научили проверять и перепроверять полученную информацию.
И все же сейчас даже я, человек с пожизненным иммунитетом (как мне казалось), порой путаюсь в том шквале информации, что на всех нас обрушивается. Ищу первоисточник, анализирую, делаю выводы. Звоню или пишу тем, кто старательно продвигает фейки, в попытке понять: зачем? И отчетливо понимаю две вещи: первое, изоляция позволяет проводить слишком много времени в Интернете, второе – все мы переживаем психологический кризис, а испуг заставляет нас жать на кнопку «репост». Нахождение в сети в период повышенной тревожности и мнительности – тот замкнутый круг, разорвать который можно лишь успокоившись, выдохнув и включив голову.
Глава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) доктор Тедрос Адханом Гебрейесус пожаловался: «Мы боремся не только с эпидемией, но еще и с инфодемией. Фейк-ньюс распространяются быстрее и гораздо проще, чем сам вирус, при этом являются не менее опасными, чем он».
Борются с этим по-разному. В Facebook, например, заявили, что будут удалять все посты о COVID-19, которые, по мнению властей и главных медицинских организаций, вводят людей в заблуждение. А в Instagram, если пользователь захочет пройти по хештегу #coronavirus, то на экране он увидит предложение посетить сайт ВОЗ или официальных ведомств страны, где он находится. Сама ВОЗ регулярно публикует информацию, развенчивающую особенно популярные в сети мифы. Региональные правительства тоже организовали подобную работу. В нашем регионе информация о фейках размещается в группе «Коронавирус. Опергруппа Рязанской области».
Ну и давайте не будем забывать, что за распространение вбросов в России теперь можно получить реальное наказание. Например, Следственный комитет проводит проверку по факту размещения фейка в Telegram-канале о массовом заражении коронавирусом 44 медиков в Саратовской области. Ранее СК возбудил уголовное дело по факту публикации в Twitter видео, в котором его автор утверждал, что коронавирус был создан в государственном научном центре «Вектор», потом вирус умышленно распространили на территории России и Китая.
За публикацию фейков по ст. 207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан») грозит штраф от 300 до 700 тысяч рублей либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до 3 лет.
Кстати, подруга моя после беседы со мною фейк со своей страницы удалила. На вопрос «Зачем?» ответила ожидаемо: «Просто я очень эмоциональна!» Друзья, никому не желаю участи распространителя ложной информации! Давайте будем внимательнее к тому, под чем мы подписываемся. Давайте укреплять свой эмоциональный иммунитет, защищая тем самым и окружающих от чужого стресса.


Самое читаемое