№52 (6057) от 20 июля 2022

Рязань – город контрастов не только тогда, когда сравниваешь архитектуру старинных резных домов с новейшими 25-этажками. По качеству озеленения все тоже очень неоднозначно. С одной стороны Лыбедский бульвар, особенно та его часть, что за цирком, где расположено элитное жилье не для всех, и море не только свежего воздуха, но и насаждений,
в том числе кусты роз. А с другой – Недостоево, где выросли густонаселенные башни, а между ними только простор квадратиков выжженной травы да бесконечные проезды для удобства автомобилистов, которые уличное пространство из окон своих машин видят, но не ощущают его так, как пешеходы. Но есть ли альтернатива такому делению пространства, и может ли быть так, чтобы город стал однородным, да и красивым во всех местах?
Оказывается – да. И существует даже название у концепции, впервые в подробностях оглашенной 124 года назад. Это «Город-сад», в тонкостях рассчитанный утопистом-романтиком социалистических взглядов Эбенизером Говардом. Он смог начертить приемлемый для реализации город, состоящий из нескольких связанных друг с другом кругов каменной застройки, разделенных между собой поясами парков, садов, сельхозугодий и променадов. Некоторые из проектов даже удалось реализовать вокруг Большого Лондона. Но затем к концепции охладели. Следующий «ренессанс» идеи возник в Германии 20-х годов. И вот там сформировалась группа инициативных архитекторов, которых почти сразу же категорически «не поняли» на их родине. Им ничего не оставалось, как подписать длительный контракт на работу в стремительно растущем СССР. Возглавлял группу Эрнест Май. Именно этим людям мы обязаны наличием кварталов «сталинских» домов с просторными дворами, садами и широкими тротуарами вдоль улиц, которые позволяют расти большим деревьям. То, что многие российские города из космоса, выглядят весьма «зелено» – это не что иное, как «привет» из той эпохи.
Можно ли возродить концепцию? Полагаю, что да. Для этого нужно собрать все лучшие наработки разных эпох. За экономическим обоснованием тоже далеко ходить не надо. Везде, где только можно, требуется возводить 2-3-этажные кварталы ленточной застройки по периметру так, чтобы в центре этого квадрата или прямоугольника был двор-сад, куда доступ чужакам запрещен. Вход через арку, архитектурные украшения фасадов, фонтан и малые архитектурные формы на площадке в центре – все это создаст особую атмосферу и уют, позволит разгрузить психику обывателей и снизит процент бытовых преступлений населения.
Умение строить жилые башни в 50 этажей тоже пригодится. Но здесь тоже нужно подходить с умом. Один такой дом, содержащий в себе до 1000 квартир, должен помещаться в самом центре будущего квартала. И как только здание возведено, тут же вся территория вокруг него превращается, усилиями застройщика еще до сдачи квартир, в благоустроенный парк стандартного городского типа. Не грех воспользоваться для этого технологией пересадки из питомников уже готовых больших 30-летних деревьев, чтобы сразу же получить летнюю тень. Таким образом можно решить проблему оперативного расселения постоянно прибывающего притока мигрантов в такой перспективный город, как Рязань.
Нельзя забывать и о последствиях действия доступной льготной ипотеки. В этом вопросе нужно добиться максимально возможной площади расселения с одной стороны, но и сохранения удобоваримой среды обитания – с другой. В общем, никто не отменял нормативы озеленения в городе, где на одного жителя любого возраста должно приходиться более 20 кв. м насаждений. У нас долгое время показатель топтался в районе 5-6. Еще в советское время город победил во всесоюзном конкурсе на самую большую площадь озеленения. Это произошло после того, как к нему присоединили Солотчу со всеми ее лесами, которая до того выполняла роль административного центра Рязанского района. Новым и будущим поколениям городских руководителей хочется сказать по этому поводу только одно: «не надо так». Бороться за чистоту легких и высокую оксигенацию рязанцев нужно реальным, а не формальным озеленением, не отчетами, а увеличением количества деревьев и кустарников в густонаселенных районах в разы. И если количество кислорода в крови может показаться не актуальным, спешу опровергнуть это. Ведь именно такой показатель является основным в «умных часах» и фитнес-браслетах, которые носят сейчас практически все. Люди смотрят на время, а заодно понимают, что с их организмом что-то не то. Потом они сравнивают чистоту воздуха за городом, где бывают изредка, и в городе, где живут большее время. И все становится ясно.


Самое читаемое