№71 (6076) от 23 сентября 2022
Про то, как кошки предугадывают падение потолков, а потребители – получение компенсации
Бывает всякое. Имейте это в виду
Будьте внимательны, если в вашем доме недавно ремонтировали крышу. Быть после этого спокойным можно только в том случае, если вы лично проверили качество работ. Иначе остается уповать только на честность управляющей компании или ТСЖ, которые, в свою очередь, наняли не менее честного и порядочного подрядчика. А не то будет как при ремонте домов на Первомайском проспекте.
Рабочие, отвечавшие за покраску и «крышевание» одного из домов, решили вопрос с креплением люлек на фасаде очень просто: пробили дырки в металлической крыше и в них закрепили все конструкции. Получилось поначалу здорово, и ничто не предвещало опасности. Закончив ремонт, рабочие ушли, а дырки (по-научному – отверстия) остались. Дождевая вода сделала свое дело – перекрытия вверху промокли. А затем произошло немыслимое. В одной из квартир верхнего этажа женщина сидела на диване и читала. И тут ее кошка, обычно спокойная, внезапно начала метаться по комнате и нервничать. Женщина встала и подошла к ней, чтобы успокоить. И тут же на диван, на котором она только что находилась, упало 30 килограммов штукатурки с потолка. В другой квартире было еще интереснее: хозяин просто не смог попасть внутрь. Оказалось, что у него в передней потолок упал целиком и моментально сделал все, что было в помещении, плоским. Хорошо, что обошлось без жертв. Причиной таких событий послужило то, что в «сталинке» штукатурные потолки держались на дранке, а она, в свою очередь, на гвоздиках. Влага, попавшая в слой известковой штукатурки, запустила там сложную химическую реакцию, от которой гвозди фактически растворились, после чего потолок уже ничто не сдерживало от свободного падения. Досудебные требования к виновной организации ни к чему не привели. Но по суду удалось получить компенсацию, применив положения Закона о защите прав потребителей, который здесь работает потому, что любой ремонт – это предоставление услуги, и все жильцы дома автоматически являются потребителями. Требовать компенсацию в такой ситуации нужно в отношении каждого члена семьи и всех прописанных и фактических проживающих в квартире лиц, а также владельцев собственности. Кстати, в случае получения компенсации по суду с ответчика взыскивается штраф за отказ решить дело именно в досудебном порядке при общей очевидности случая в размере 50% от всех ранее начисленных сумм.
Похожие ситуации бывают и в панельных домах более поздней постройки. Так, отмечен случай, когда вместо бетонной плиты в качестве перекрытия использовалась бетонная подвеска. Простую арматуру протянули в пространстве между будущими этажами во время строительства дома, а потом просто залили бетоном и подождали, когда это все застынет. Спустя годы кусок такого технического решения весом в 250 килограммов без объявления войны упал на диван и полностью его уничтожил. Только по чистой случайности в тот момент там никто не сидел. И снова потребовалось судебное разбирательство, поскольку даже в таком случае управляющая компания, обязанная следить за технической исправностью всего здания как комплекса инженерных конструкций, не стала признавать свою вину. В итоге ответчик заплатил больше, чем если бы вопрос был улажен до суда.
Машины движутся, но стОят как недвижимость
По крайней мере, так сейчас видится динамика цен на авто. В связи с историческими событиями в международной политике произошли структурные изменения в системе производства. В результате – приходится более осмотрительно относиться к покупке нового автомобиля. Если раньше в автосалоне клиенты, в основном, интересовались конечной суммой и условиями начисления процентов по кредиту, то теперь необходимо изучать все условия сделки, в том числе порядок компенсации выявленного брака.
Об этом мало говорят и пишут, но и здесь множество тонкостей и юридических неожиданностей. Многие из них работают на стороне потребителя, а потому обязательны к изучению. В Законе о защите прав потребителей есть статья 24, которая озаглавлена: «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товаров ненадлежащего качества». И там в пункте 4 прямо указано, что при возврате товара, качество которого не соответствует заявленным потребительским характеристикам или стандартам, покупатель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, которая была установлена на момент добровольного удовлетворения продавцом законного требования покупателя. Если же требование проигнорировано и был суд, то на момент вынесения решения (дата помечается в исполнительном листе). Разумеется, речь идет о том случае, когда товары или услуги дорожают и взыскивается разница в пользу покупателя. А если товар дорогой и приобретен в кредит, то отмечается, что потребитель несет дополнительные расходы, связанные с необходимостью профинансировать проценты, установленные банком. В пункте 5 все той же статьи закона указано, что при возврате товара, купленного в кредит, продавец возвращает денежную сумму в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита на него же. И возмещается плата за предоставление кредита как такового.
Продолжаем читать статью закона дальше. В пункте 6 сказано: если возвращается товар, приобретенный при помощи кредита или займа, продавец обязан возвратить потребителю уплаченную им сумму, а также проценты и ИНЫЕ платежи по договору потребительского кредита, а также займа. Что за этим стоит? Полная законодательная защита покупателя от претензий банка. Все расходы за некачественный товар, какими бы сносками в договоре они ни были прописаны, перекладываются на бюджет продавца. И это все с учетом инфляции – вплоть до копейки. Логика проста: потребитель, вернув некачественный товар и получив за него деньги, должен быть способен именно за эту сумму компенсации приобрести другой такой же точно товар, но уже в новых ценах. «Разговорчики» в стиле того, что в такой ситуации может быть виноват производитель товара, а не продавец, не должны портить нервы покупателю. Отвечает тот, с кем у покупателя был заключен договор (а оформлять его следует всегда). А затем автодилер уже будет судиться с автозаводом в порядке реверсивного иска. Но это дела профессиональных юротделов и «разборки» в арбитраже. Попытки все это переложить на плечи клиента должны пресекаться на корню. Закон о защите прав потребителей защищает не только кошелек и время клиента, но и его достоинство.
Михаил Скрипников
Рисунок Павла Соловцова












Купить электронную копию газеты