№88 (6093) от 23 ноября 2022

Почти два месяца назад произошел со мной случай, который осмысливаю до сих пор. Дело было на одной из оживленных рязанских улиц в ветреную погоду. На регулируемом пешеходном переходе женщина преклонного возраста не устояла на ногах и упала. Упала, что называется, навзничь. Две сердобольные женщины, оказавшиеся рядом, подняли и вывели бабушку на тротуар. Дальше она, пошатываясь и опираясь на клюшку, медленно побрела одна. Бабушка была щупленькая, в легкой одежде, явно слаба и, как мне показалось, даже немного дезориентирована. Складывалось ощущение, что она потеряла какую-то внутреннюю точку опоры.

Подошла, предложила проводить до дома, на что пожилая женщина охотно согласилась. По дороге разговорились. Оказалось, моей новой знакомой 83 года, живет одна неподалеку в пятиэтажке. Выйти из дома в осеннюю ненастную погоду ее заставило, как ни парадоксально, плохое самочувствие – по-
шла в аптеку за новым градусником (на старом ничего рассмотреть не смогла) и лекарствами. Исходя из этого, стало понятно, что бабушка явно нездорова физически. Своей жилистой рукой она крепко держалась за мой локоть; было заметно, что каждый следующий шаг дается ей тяжелее, чем предыдущий. Когда добрались до дома, старушка совершенно беспрепятственно впустила меня – постороннего человека – в свою квартиру и даже не заперла дверь. «Вот так наивные одинокие старики и становятся находкой для мошенников», – подумала я. В квартире было прибрано, но немного душно. Бабушка растерянно ходила из угла в угол в поиске чего-то. Наконец нашла градусник (тот самый, с еле видимыми отметками) и протянула его мне – столбик термометра показывал 38,5.

Вспомнились собственные ощущения при такой температуре – с кровати подняться тяжело, не то что куда-то идти. А каково престарелому человеку! В голове стала прокручивать варианты, как помочь пожилой женщине. К счастью, именно в этот момент бабушке позвонила ее родственница – я взяла трубку, представилась, все рассказала и объяснила, по-обещала вызвать врача. На следующий день пришла доктор, сделала тест, и тут выяснилось, что у бабушки коронавирус. Данные этой пожилой женщины с ее разрешения я передала в социальную службу – они оперативно взяли ее на контроль, за что им огромное спасибо. Получив тревожный сигнал, заботиться о бабушке приехал из другого города один из ее сыновей. И вроде бы ситуация в целом разрешилась. Но все же у меня в голове не укладывается тот факт, что в оживленном городском массиве человек, которому явно требуется помощь, может запросто оказаться один на один со своей проблемой.

Не хотелось бы здесь заниматься поиском виноватых, тем более все обстоятельства жизни этой бабушки доподлинно мне неизвестны. Но ведь она когда-то работала на одном крупном рязанском предприятии инженером (она об этом рассказала по пути домой). Только когда последний раз к ней оттуда приходили, вспомнить не может. А дети и внуки, которые далеко, видимо, еще не сообразили, что у их родственницы уже тот самый возраст, когда пора приглашать социального работника или помощника по уходу. Благо, государство сегодня такие услуги свободно предоставляет через центры социального обслуживания.

В прошлом году я брала интервью у психолога, которая работает с людьми старшего возраста. Мне тогда показалась очень точной ее фраза о том, что нельзя недооценивать внутренний мир пожилых людей. Скажу больше, нельзя недооценивать их жизненный опыт, сегодняшние потребности (включая потребность в общении), взгляды на происходящее в регионе, стране, мире. И неважно – это ваш близкий пожилой человек или едва знакомый.

Пожилые люди могут казаться немного странными и даже оторванными от реальности. Если совсем честно, многие из них – отнюдь не божьи одуванчики, как принято считать. С ними подчас сложно взаимодействовать даже на бытовом уровне, порой нужна уйма сил и времени, чтобы объяснить элементарное или в чем-то убедить. Например, в необходимости выпить таблетки или пользоваться современными средствами гигиены. Нужно быть терпеливым и чутким, чтобы находить общий язык с пожилыми. Это отнимает массу энергии, но определенно того стоит. Ведь быть для кого-то точкой опоры и давать чувство защищенности, пусть даже в моменте, как случилось у меня, – это ни с чем не сравнимое ощущение, делающее лучше нас самих.


Самое читаемое