Недавно прошли дни открытых дверей сразу в нескольких вузах Рязани. Впереди еще несколько подобных акций. Старшеклассники, потенциальные абитуриенты, приходили знакомиться с теми возможностями, которые могут им дать учебные заведения. Невооруженным глазом было видно, что большим успехом пользуются инженерные специальности самого разного направления.

Никакого дисбаланса здесь нет. В здоровой экономике именно инженеров должно быть больше, чем представителей других профессий, поскольку именно на таком уровне сейчас находится техногенная часть человеческой цивилизации. Практически всю историю, со времен неолита, когда люди впервые начали жить оседло, наблюдалось разделение труда и упор на производство. Конечно, вплоть до начала XX века подавляющее большинство населения даже в самых развитых странах мира было сельским и занималось работой на полях и фермах. Как только на село пришла моторизация и частичная автоматизация при помощи первых тракторов и примитивных доильных аппаратов, сразу же началась лавинная урбанизация, то есть массовый переезд в города. Именно здесь больше требовались рабочие руки для дальнейшего развития промышленности. И ничего нового в этом нет. Первый, по мнению археологов, город в истории, который именуется Иерихон 1, основанный около 11 тысяч лет назад в паре километров от современного, создавался именно как большая крепость для защиты мастеровых и их мастерских, кузниц от набегов врагов. Там же семьи самых первых представителей примитивной промышленности и инженерии компактно проживали. Именно тогда появилось понятие многоэтажного строительства, планировки улиц и многого другого.
Шло время, и в какую бы отрасль жизни ни приходила инженерная мысль, она резко повышала производительность труда. Но не всегда вместе с тем повышались и его объемы. В итоге у людей высвобождалось время от хозяйственных дел, оно направлялось на что-то другое. Это послужило главным фактором постоянного «разгона» прогресса. И сейчас он происходит с невиданной скоростью. При этом за счет автоматики и роботизации везде, где только можно, рабочих и техников требуется все меньше, а инженеров и разработчиков – все больше. Формируются новые направления работы, которые требуют «молодых мозгов» с неординарным мышлением.
На заре становления экономики как науки один из итальянских мыслителей и соавторов концепции бухучета Антонио Серра сказал: «Если вы хотите понять, какой из двух городов богаче, посмотрите на количество профессий, которыми владеют его жители. Чем больше профессий, тем богаче город». Но это разнообразие должно сводиться не только к реальному сектору экономики, который занимается производством востребованных товаров и услуг, но и к той его части, которая обеспечивает именно материальное благополучие. Если в городе проживают разнообразные профессионалы, но только в области наук или искусств, то такой населенный пункт неизбежно становится сателлитом другого, более развитого с точки зрения производства именно товаров города. Кстати, такой же принцип соблюдался в экономике Советского Союза, где абсолютное большинство выпускников всех вузов были именно инженерами. Это важно в условиях санкционного давления, которое происходит и теперь.
Инженерные профессии предполагают невероятное разнообразие, и все они сводятся к производству именно материальных благ. Таким образом, не только благополучие, но и независимость города, а также государства зависит от подготовки инженеров. Казалось бы, у нас с этим все хорошо. Но есть ряд существенных недоработок, которые необходимо исправить в самое ближайшее время. И в первую очередь это касается системы преподавания точных наук в школе. По мнению многих преподавателей университетов, эта система сейчас не выдерживает никакой критики, а тексты учебников категорически не дружественны к тем, кто только постигает эту дисциплину. Желательно, чтобы школьный курс вызывал живой интерес, был понятен и повышал сложность постепенно. Хорошим примером могут стать учебники 50-х годов, написанные, кстати, теми, кто в свою очередь обучался в царских гимназиях и имел доступ к высококлассной педагогике.


Самое читаемое